Персональные выставки современных корейских художников

4 июля в ГЦИИ прошло открытие «Персональных выставок современных корейских художников». Шесть авторов представили свои серии работ, каждая из которых выражает ту или иную сторону корейской культуры.

Сотрудничество ГЦИИ с Корейской организацией дизайна и искусств началось ещё год назад на выставке “Пространство и архитектура”, это был смотр работ художников и дизайнеров из разных стран. И вот через год, совместно с KSBDA, ГЦИИ открыл «Персональные выставки современных корейских художников». Это важное «слово» в диалоге российской и корейской культур, важное событие в развитии современного искусства.

Открытие

На открытии присутствовали двое из шести авторов картин. Первым слово дали президенту Корейской ассоциации дизайна и искусств, доктору наук, профессору Паку Пиль Че. Он поблагодарил организаторов, пришедших зрителей, а также выразил надежду на продолжение сотрудничества:

— Нам бы очень хотелось, чтобы такие совместные выставки имели долгое продолжение в будущем. Они сближают культуры двух стран: России и Кореи. В следующем году будет тридцатилетие начала дипломатических отношений между этими странами, с данным юбилеем будет связано много мероприятий. Мы бы очень хотели, чтобы наша выставка внесла вклад в сближение между людьми.

Фото Елизаветы Козловой

После Пака Пиль Че выступил с речью профессор Чанг Ён Хан.

— Для меня большая честь показать свои работы в Новосибирске российской публике. Обычно я пишу картины маслом, но на данной выставке представлены работы с использованием компьютерной графики. Картины, написанные маслом, были сфотографированы и склеены в один коллаж. Я пытался показать не стандартную традиционную живопись, а её смешение с более современной обработкой.

Чанг Ён Хан выразил сожаление по поводу того, что ему не удалось привезти оригиналы картин — на данной вывеске были представлены лишь распечатки работ. Из оригиналов были лишь несколько произведений Ольги Петренко,которые сильно выделялись на фоне остальных: даже человеку, далёкому от искусства, была очевидна разница в восприятии. Как бы точно ни передавался цвет на сканах работ, оригиналы отличаются сложно объяснимой «живостью»: в них можно всматриваться бесконечно, они затягивают своей игрой красок. Такой эффект от распечатки ощутить гораздо сложнее.

Фото Елизаветы Козловой

После открытия выставки посетители разбрелись по залам. Что примечательно, не было ни одного человека, который быстро бы пробежался по всем выставкам и покинул здание ГЦИИ. Такую картину нередко можно увидеть в музеях, но на этот раз все гости вдумчиво рассматривали каждую работу и читали пояснения. Присутствовали люди разных возрастов: от молодёжи до старших поколений, кто-то ходил в одиночестве, некоторые передвигались группками и обсуждали увиденное между собой. Точно можно сказать, что никто не ушёл разочарованным или заскучавшим, каждый увидел что-то интересное лично для себя.

«О времени и о следах»

Первое, что видит посетитель выставки — находящиеся у входа картины Хун Ги Ли (Hun Kee Lee). Это самая нестандартная серия работ: все произведения выполнены в технике керамика, эмаль.

«Автор в своих работах размышляет о том, какой отпечаток (след) оставляет время на земле и человеке. В противовес к общепринятой фразе, что человек оставляет свой след», — гласит вывеска рядом с самими композициями.

В первые секунды кажется, что это всего лишь фотографии каких-то камней, не несущие в себе особого смысла. Но стоит ненадолго задержаться, всмотреться в работы, и каждый снимок будто приобретает свою историю. История — наука, которая, как мы привыкли, изучает в первую очередь влияние человека на мир, «следы, которые оставляют люди». Работы Хун Ги Ли открывают другой взгляд на историю: это уже не результат человеческой деятельности или явлений природы, а законсервированные в камне части наших трудов, оставленные временем.

«Вопрос к наследию»

Выставка Джона Сон Ли (Jung Sun Lee) — знаки зодиака в компьютерной графике. Вопреки привычному представлению, они лишены возвышенности и выглядят как милые, забавные животные.

«В век передовых технологий люди нуждаются в моментах, когда нужно остановиться, оглянуться назад и найти для себя какую-то надежду и веру во что-то. Зодиак состоит из двенадцати животных, и если взглянуть на знаки в другой интерпретации, с помощью рисунка и цвета, можно увидеть и ощутить чувство комфорта, надежды, положительные эмоции и веселье», — пишет о своих работах сам автор.

Фото Елизаветы Козловой

Удивительное сочетание: обращение к традициям, наследию, выполненное с помощью современных технологий, в форме, близкой современному человеку. Над этой выставкой не нужно долго думать, она понятна людям на интуитивном уровне и, как и говорит автор, вызывает радость. Традиции — это не что-то отмирающее, ненужное в XXI веке, они могут меняться вместе с людьми, но главное — сохранять в себе размеренное и спокойное течение жизни, которого так не хватает порой в наши дни.

«Сосредоточься и продолжай идти»

Некоторые художники пишут картины, выражая через сочетания цветов свои переживания, бесконечный полёт фантазии, игру воображения. Чон Ын Мун (Jeong Eun Moon) передаёт в работах свой взгляд на мир: чувства, связанные с тем, что она непосредственно видит вокруг. Небольшие работы, на которых запечатлена природа, яркие цвета, движущиеся вперёд улитки, отображают восхищение автора окружающей её средой, планомерное течение жизни и место человека в этой полной цветов вселенной. В то же время эта выставка — призыв к действию. Не просто так она названа «Сосредоточься и продолжай идти». Человек живёт в этом мире, только когда он видит, наблюдает происходящее вокруг него, но при этом беспрестанно продолжает действовать сам, пусть и небольшими шажками, медленно, словно улитка.

Фото Елизаветы Козловой

«Гармония корейской культуры»

Работы художника Вон Бом Ли (Won Beom Lee) выполнены в технике цифровой коллаж. Они посвящены особенностям корейской культуры.

«Корейская культура формирует разнообразную парадигму гармонии с природой, отношений между людьми, старым и новым. Это стало хорошим фактором в формировании свободного мышления и глубокой культуры людей. В частности, это разнообразие и неисчерпаемость образов и одна из характерных особенностей Корейской культуры во все времена».

Большая часть работ выполнена на чётком контрасте: земля и небо, игра теней и света, бабочка, рвущаяся из паутины к жизни. Непривычное сочетание цвета и красоты с тьмой и хаосом. Одновременно и неразрешимый конфликт, и гармония. Возможно, гармония и заключается в неразрешимости конфликтов, в постоянной борьбе вещей, не способных в то же время существовать друг без друга?

«Без названия»

Самые абстрактные композиции представлены на выставке Пиль Че Пака (Pil Je Park). У неё нет даже названия: в картины нужно просто всматриваться, не имея заранее предвзятого представления об их идее. «Это некое монохромное пространство, в котором создаётся иллюзия пространства и объёма за счёт повторяющихся плоскостных и отражающихся элементов», — пишет автор. Чёрно-белые работы притягивают взгляд, гипнотизируют, погружают в свой особый мир без цвета, звуков и запахов, оставляют все прежние переживания и рассуждения где-то далеко позади.

LOST

Двум выставкам Ён Хан Чанга (Young Han Chung) отведён отдельный зал. В правой его части — композиция «Без названия». Автор пишет о ней: «Я создаю композиции на экране компьютера как на холсте, из мотивов существующих работ, редактирую и печатаю их. Это последовательный процесс “чат-фото-цифровое редактирование-печать фотографий”». На каждой работе есть подпись: «Thruth. “Must get back”», «Zeigeist. “Must get back”» и т. д. Важнейшие для людей слова и смыслы, которые теряются в суматохе наших дней: правда, любовь, чистота…

Фото Елизаветы Козловой

В правой части зала расположена серия работ «LOST». Данное слово Ён Хан Чанг использует как аббревиатуру: Lost Our Special Time. Несколько почти одинаковых картин — отличаются они лишь цветом. Эти работы перекликаются с серией работ «LOVE» Роберта Индианы — такое же расположение букв, такая же композиция. Со стороны данная выставка кажется наименее интересной, но если зайти в зал, встать ровно перед самими работами — не покидает ощущение тревоги и какой-то тоски. Тоски по потерянному времени, по прошлому и несбывшемуся будущему.

Прошлое, настоящее и будущее

Каждая серия работ несёт в себе собственные идеи, но почти во всех можно проследить некий конфликт или, напротив, гармонию прошлого с настоящим. След, что оставляет время на человеке, потерянное время, возвращение к традициям, неустанное движение вперёд. Прошлое — каким бы оно ни было — влияет на нашу жизнь. От него невозможно отказаться, его нельзя не замечать. Более того, иногда к нему необходимо возвращаться, оглядываться на опыт прежних времён. И, не забывая истоков нашей культуры — культуры нашей страны, культуры общечеловеческой — двигаться вперёд, преобразовывать устаревшие идеи и адаптировать их к реалиям современности. Только так возможно построить гармоничное будущее.

Выставка продлится в ГЦИИ по адресу Свердлова, 13 до конца июля. Возможность посетить её есть у каждого жителя или гостя Новосибирска — и эту возможность определённо не стоит упускать.