У тебя есть 48 часов

На одной из улиц в центре города стоит космонавт — удивительное зрелище для проходящих мимо жителей и приезжих, даже пугающее. Человек медленно раскачивается из стороны в сторону, не обращает ни на кого внимания, будто не видит людей вокруг. Некоторые делают фотографии, кто-то растерянно отходит в сторону. Но есть и люди, которые прекрасно понимают, что происходит. 13 сентября, вечер, Свердлова, 13 — в этом здании проходит открытие фестиваля «48 часов Новосибирск.

Жители Берлина уже много лет посещают фестиваль «48 часов Нойкёльн». В этом же году, в сотрудничестве с его создателями и Гёте-Институтом в Новосибирске, при поддержке программы «Восточное Партнерство», реализуемой Министерством иностранных дел ФРГ, ЦК19 провёл «48 часов Новосибирск». 21 площадка, более 100 работ — всё это можно было увидеть с 13 по 15 сентября в течение 48 часов. Впрочем, некоторые выставки продолжают работать до сих пор. Основной проект — «Новое настоящее» — был представлен по адресу Свердлова, 13, где проходило и открытие. Там же шли перфомансы и располагалась выставка «Настоящее настоящее».

Фото взяты из группы фестиваля

«Новосибирску необходимо современное искусство»

В этом году ГЦИИ провёл ребрендинг и предстал перед жителями города как ЦК19. Главная цель фестиваля соответствует новым целям организации — познакомить горожан и приезжих с небольшими художественными сообществами и отдельными авторами, которые живут и творят в Новосибирске.

В 18 часов вечера началось открытие фестиваля. Первым читал речь Евгений Александрович Сазонов — заместитель министра культуры Новосибирской области. Он отметил, что данный фестиваль подчёркивает то многообразие культурной жизни, которой живёт наш регион, высказал и своё мнение об идеях выставки:

— Сегодняшняя выставка ставит очень интересные вопросы о том, что такое реальность, что такое наше восприятие. Самый главный посыл, который я для себя отметил — стремление художника к рефлексии.

После он передал микрофон начальнику департамента культуры, спорта и молодёжной политики города Новосибирска Терешковой Анне Васильевне. Суть её речи передаёт невесёлый риторический вопрос: «Как же первый муниципалитет страны может не иметь центра современного искусства?» Но благодаря сегодняшнему дню всё не так безнадёжно:

— Когда Гёте-Институт пришёл с предложением о воссоздании фестиваля «48 часов Берлин», при котором все площадки находятся в разных зданиях города, мы поняли, что это наш вариант. У нас нет центра современного искусства, но много молодых современных художников, поэтому этот фестиваль очень хорош для Новосибирска.

Следующей выступила канцлер консульства Германии в Новосибирске, она ограничилась словами благодарности и поздравлениями. Далее директор Гёте-Института в Новосибирске Пер Брандт долго пересказывал историю открытия фестиваля в Новосибирске, перечислял площадки, называл всех причастных к проведению мероприятия. Люди начали расходиться по выставке, шуметь, общаться между собой. Тем не менее, в его речи были и интересные рассуждения о необходимости современного искусства для Новосибирска:

— Целью этого фестиваля было, с одной стороны, сделать видимым современное искусство в Новосибирске, обеспечить доступ к нему, а с другой стороны — создать интернациональную платформу для сибирских художников. Современное искусство говорит и о качестве жизни.Если у Новосибирска есть притязания быть культурной столицей Сибири, ему необходимо современное искусство.

Последним было выступление куратора с российской стороны, сотрудника ЦК19 Петра Жеребцова. Он был лаконичен:

— Хочу сказать, что у нас осталось меньше 48 часов, чтобы посмотреть все события фестиваля. Я не буду вас задерживать, просто скажу, что многие проекты здесь проблемные, какие-то раскрывают особенности нашего восприятия… — здесь говорящий слегка запнулся, будто задумался, стоит ли говорить о выставках, если все мы прямо сейчас находимся среди работ художников и можем сами всё изучить. — В конце концов — это выходные. Давайте не будем тратить время и постараемся захватить как можно больше площадок фестиваля!

Первый этаж

На фестивале не обошлось без казусов: одна из экспозиций не работала должным образом. В одной из комнат находился рояль с подключенным к нему запутанным устройством. По задумке, при перестановке кучи проводов, находившихся на небольшом «столике», схожим по размеру с шахматной доской, инструмент должен был издавать звуки. Такого же эффекта можно было добиться, просто прикасаясь к приспособлению руками. На деле же большую часть времени рояль молчал. Оправдывая сложившуюся ситуацию, автор работы сказал те слова, что отображают суть не только этой экспозиции, этой выставки, но и всего современного искусства:

«Мы ищем путь. Всегда надо искать, ничто так сразу не даётся»

Поиск путей в саморефлексии, способов самовыражения, постепенное и упорное изучение окружающего нас мира для преобразования его во что-то невероятное — это ли не характеризует нашу культуру?

Недалеко от рояля располагалась ещё одна интерактивная работа: стол со множеством небольших фотографий человеческих глаз. На обороте — краткая биография, все люди жили в период репрессий периода правления И. В. Сталина и Великой Отечественной войны. Слева от стола, на стене, висит доска, подписанная словом «палачи», справа — «жертвы». Зрителям предлагается наклеить любую фотографию на ту доску, на которую он посчитает нужным. На первый взгляд, всё просто. Бери картинку, читай, чем человек занимался при жизни и как погиб, да определяй в нужную категорию. «Возможно ли делить людей на жертв режима и его палачей? Мы призываем вас сделать свой выбор», — гласит вывеска рядом. При прочтении этих слов что-то вдруг щёлкает в голове: а кто я вообще такой, чтобы судить людей? Не каких-то там выдуманных далёких персонажей, а реальных людей, живших меньше столетия назад. Многие отходят от стола. Кто-то вешает фотографии на доски. Через час-два свободного места почти не остаётся.

На втором этаже занимательная часть выставки «Новое настоящее»: три шарика, надутых гелием, парят посреди зала. Это буквы: «G», «O», «D» или же «D», «O», «G». Привязанные к ним на верёвочку маркеры прокладывают свои пути и оставляют свои следы. Случайные это дуновения ветра или путь «Бога-собаки» — каждый решает сам для себя.

В соседней комнате висят на стене дорожные указатели. Знак пешеходного перехода, на котором вместо зебры изображены материки нашей планеты; два велосипеда, сцепленные между собой единым задним колесом, с рулями, направленными в разные стороны; человек, окружённый дымящими на него машинами… Какую дорогу должны указывать эти картинки?

В зале, где проходило открытие, с начала фестиваля идёт перфоманс: три девушки, танцуя, прокладывают себе дорогу через толпу. Они будто существуют в каком-то другом времени и пространстве: не замечая ничего вокруг, продолжают плавно двигаться. Подобное ощущение производят все работы выставок, все перфомансы. Стоит отступить на пару метров — и ты оказываешься уже в совершенно иной атмосфере. Где-то для этого выделены отдельные комнаты, где-то достаточно маленького участка на стене или даже посреди зала.

Описанные работы — лишь малая часть выставок, но описать их полностью просто невозможно: слишком разнообразны инсталляции, хотя в них и можно найти общие черты и общие идеи. Всё это — благодаря трудам независимых художников. Именно в эти дни и на этом фестивале можно было поразиться как многогранности человеческого восприятия, так и тому, сколь много общего в наших жизнях.

«Мы ищем путь»

Современное искусство представляется как постоянный поиск пути художниками и зрителями. Все представители нашего времени постоянно задаются вопросами о своём месте в этом мире, о нашей связи с обществом, о восприятии нами окружающего мира — мы постоянно рефлексируем. И если раньше творцы пытались запечатлеть свои выводы, то теперь мы наблюдаем, как авторы осторожно прощупывают, куда им ступить дальше, в каком направлении двигаться. Самое главное — мы не останавливаемся в наших бесконечных поисках.

Фестиваль «48 часов Новосибирск» — важное событие для нашего города. Иногда возникает ощущение, что искусство у нас почти не развивается, что мы не можем предложить ничего нового. Такие мероприятия доказывают, что, хоть у нас и нет единого центра, весь Новосибирск — это город современного искусства.