Раскладываем по полочкам

Первый курс — это всегда сложно, ведь новый материал просто не укладывается в голове. Решение задач кажется непреодолимым препятствием даже для тех, кто внимательно слушал все лекции. Дополнительных курсов для введения в основную дисциплину может не быть. Именно поэтому студенты Института Медицины и Психологии им. Зельмана НГУ решили запустить проект «Кураторы ИМПЗ» , чтобы помочь первокурсникам-медикам влиться в учебный процесс.

Никита Басов, соруководитель, заведующий сектором фундаментальных наук, куратор направления «Математика»;


Екатерина Бутикова, куратор направлений «Нормальная анатомия» и «Медицинская паразитология»;

Алина Божко, куратор направления «Нормальная анатомия»

Ребята рассказали, как проходит подготовка к контрольным и почему полезно посещать кураторские занятия.

Как возникла идея о создании проекта? 

Никита: Я и Олег Ольгин — два руководителя проекта, абсолютно равноправных между собой. Как-то раз мы сидели с ним за обедом, и я озвучил такую мысль: «Олег, давай будем проводить кураторские занятия» . Идея ему понравилась, и мы всерьез об этом задумались. На протяжении почти трех месяцев мы писали учебные планы, создавали паспорт объединения. Создали и группу Вконтакте, а в начале сентября уже объявили о старте проекта.

Екатерина Бутикова (куратор)
Фото Мария Синицына

Когда у вас возникла идея о создании проекта, не было мыслей об обыкновенном репетиторстве?

Никита: Честно говоря, мы старались набирать кураторов из числа студентов, у которых уже был опыт в преподавательской деятельности. И важно, что их интересовало именно проведение занятий для студентов-медиков. Большинство из нас занималось репетиторством. Сам я преподавал на протяжении двух лет. И могу сказать, что я получал от этого меньшее удовольствие и удовлетворение, чем от кураторских занятий. Здесь намного больше отдачи, энтузиазма со стороны студентов, заинтересованности. Очень приятно видеть эти горящие глаза, и это намного интереснее, чем готовить к тому же ЕГЭ или олимпиадам. Почему? Потому что уже не чувствуешь такого интереса, открытости в общении.

Фото Мария Синицына

Можно сказать, что при репетиторстве чаще попадались ребята, которых, к примеру, родители заставили заниматься, у которых не было личного интереса?

Никита: Да, были и такие, которых родители заставили, которым лишь бы сдать экзамен. Но одно дело  — ЕГЭ, а уже другое — учеба в университете. При подготовке к экзаменам приходится изворачиваться, идти наперекор себе, говорить порой то, что ты не считаешь нужным. Это вызывает некоторые затруднения, да. А тут все свободно, все спокойно — настоящая наука.

Олег Ольгин (соруководитель КИ), Екатерина Бутикова (куратор)
Фото Мария Синицына

Не помешает ли работа над проектом учебе?

Никита: Если руководители стараются грамотно распределить время и не присылают все задачи для занятий в один день, то проблем не возникает. Пока опыт небольшой: проект функционирует меньше месяца, и мы еще не научились идеально распределять время. Но самое главное, чтобы кураторам было удобно совмещать учебу и кураторские занятия. А проблемы руководства уже волновать никого не должны (улыбается).

Как преподаватели относятся к кураторской деятельности?

Екатерина: Положительно. Более того, их радует, что студенты ходят на кураторские занятия. Преподаватели понимают, что мы уже имеем опыт и можем указать нюансы предмета. Нет такой цели — избавиться после первой сессии от всех первокурсников.

Алина: К тому же, преподавателям нравится, когда студент заинтересован в их предметах. И мы стараемся привить этот интерес.

Кирилл Ларионов (куратор)
Фото Олег Ольгин

Насчет организации работы: учебные планы вы согласовываете с деканатом?

Никита: Мы пришли в дирекцию нашего института, поговорили с Андреем Александровичем Тулуповым (заместитель директора ИМПЗ по учебной работе – прим.) и уже были готовы предоставить ему готовые планы. Но, в итоге, согласовывали все еще раз с преподавателями — каждый из нас представился лектору по соответствующему предмету и получил консультацию. Некоторые лекторы даже были готовы нас контролировать, следя за подачей материала.

Выходит, что студент-первокурсник посещает основные занятия, а после этого кураторские. Не может ли случиться так, что он получит слишком много информации и запутается в ней?

Алина: Нет, на самом деле. На кураторских занятиях мы стараемся доходчиво и понятно объяснить материал основного курса. Привести примеры, правильно расставить акценты в этой информации. Если преподаватель дает какую-либо теорию и не уточняет, что именно он будет спрашивать на экзамене, что нужно студенту, то студент может узнать об этом на наших занятиях. Поэтому излишка информации возникнуть точно не может, даже, скорее, наоборот — раскладываем по полочкам, и все становится понятнее. 

Никита Басов, Олег Ольгин (руководители КИ)

Вы на кураторских занятиях, получается, решаете задачи и подробно разбираете материал. А как вы относитесь к студентам, которые просто присылают первокурсникам уже решенные задачи, либо решают новые, и порой за деньги?

Екатерина: Недостаточно просто прочитать термины и выучить. В цикле по паразитологии, например, нужно разобрать каждую стадию, ведь на зачете будут спрашивать подробности. Если говорить о решении задач за деньги, то не каждый человек готов за это платить. На кураторские занятия же он может прийти, и помогут ему бесплатно. У нас есть искреннее желание помочь, потому что сами через это прошли. Уже в первый год появляются сложные предметы, учеба здесь кардинально отличается от школы.

Никита: Хотелось бы добавить еще кое-что. При реализации проекта у нас была мысль о том, что может упасть качество образования. Ведь из-за работы с более слабыми студентами уменьшится «отсев» после первого курса. Выходит, что выпускаться будет больше специалистов, но уже менее квалифицированных. Позже я понял, что те, кто действительно хотят заниматься, будут ходить на кураторские занятия, ведь главное — желание. Одно дело — пройти все эти шесть лет и ничего из себя не представлять, другое дело — действительно заниматься.

Кирилл Ларионов (куратор)
Фото Олег Ольгин

Как проходит подготовка к контрольным и экзаменам?

Алина: У нас есть деление на секторы: научный и медицинский. По медицинским дисциплинам нет как таковых контрольных работ и задач. Мы просто разбираем материал, указываем на то, что студент обязательно должен знать. За этот сектор отвечает Олег Ольгин.

Никита: Сейчас, в первом семестре, в секторе  фундаментальных наук есть два предмета — математика и физическая химия. Тут все зависит от того, каким образом куратор стремится давать материал. Математику веду я, и могу сказать: главное на экзамене — понимание. Поэтому мы разбираем теорию и задачи, с которыми по статистике у первокурсников бывают затруднения.Тут просто идет последовательное объяснение материала вслед за лектором и семинаристом. На физической химии система немного другая. Здесь куратор просто учит решать конкретные задачи. На первом этапе разбираются алгоритмы решения, а уже на втором этапе студенты задают вопросы.

Поощряет ли ваши действия деканат института?

Никита: Пока об этом говорить рано, ведь проекту меньше месяца. В любом случае дирекция ИМПЗ идет нам навстречу, предоставляя консультации, аудитории для проведения занятий — всеми силами старается нам помочь.