«Евгений Онегин» – поэзия в музыке

«Евгений Онегин» – пятая опера П. И. Чайковского, созданная им в 1877-1878 гг. на либретто Константина Шиловского по одноимённому роману в стихах А. С. Пушкина. Сейчас это произведение входит в репертуар лучших оперных театров мира. Осенью 2019 года лирические сцены в семи картинах воплотились и на сцене в Новосибирске (музыкальный руководитель постановки – Дмитрий Юровский, режиссёр – Вячеслав Стародубцев).

«Евгений Онегин» внёс в оперу новые черты и утвердил жанр лирической оперы. Впервые он был поставлен 17 (29) марта 1879 года в Малом театре в Москве и сразу был восторженно принят публикой. Сам композитор называл «Евгения Онегина» лирическими сценами: в нём не было эффектных сцен и типичных для оперы конфликтов, его основой стали чувства и внутренние переживания героев. П. И. Чайковский в переписке с Н. Ф. фон Мекк писал:

«Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов никаких, музыка, лишённая блеска и трескучей эффектности… Поэтому те, для которых первое условие оперы – сценическое движение, не будут удовлетворены ею. Те же, которые способны искать в опере музыкального воспроизведения далёких от трагичности, от театральности, обыденных, простых, общечеловеческих чувствований, могут (я надеюсь) остаться довольны моей оперой»

Спустя 140 лет «Евгений Онегин» остаётся одним из самых известных произведений мирового музыкального искусства. Как и текстовый оригинал, опера покоряет слушателя выразительностью художественных средств и проникновенностью чувств персонажей. На сцене Новосибирского театра оперы и балета «Евгений Онегин» представлен в концертном исполнении. Минимум декораций и небольшое сценическое пространство позволяют зрителю полностью погрузиться в музыку, где главный и самый сильный инструмент – человеческий голос.

Каждое из трёх действий имеет особую динамику и настроение. Первое – наиболее лирическое и плавное: воспоминания помещицы Лариной, приезд Ленского (Кирилл Нифонтов) и Онегина (Кирилл Комаров), неторопливые разговоры, мечтания Татьяны (София Бачаева). Во втором действии события ускоряются – объяснение Евгения и Татьяны, бал, вызов на дуэль, – зрителя, уже настроившегося на неспешное повествование, закручивает в водовороте сменяющихся картин. Динамика создаётся в том числе благодаря преобладанию в действии мужских партий, которые слушаются более выигрышно по сравнению с женскими. Например, в ариях Татьяны иногда сложно разобрать слова, что заставляет слушателя сосредотачиваться на вникании в текст и отвлекаться от музыки.  Яркий эпизод – выступление на именинах Татьяны француза Трике (Юрий Комов): звучный тенор артиста – вершина мастерства в спектакле. Ещё один достойный внимания артист – Роман Верещагин (бас): нескольких фраз в роли секунданта Зарецкого в третьем действии достаточно, чтобы впечатлить слушателя. Здесь напряжение нарастает, дуэль Ленского и Онегина – воплощение душевной борьбы дружеского чувства и долга чести. После рокового выстрела Владимир не падает, как этого можно ожидать: он остаётся стоять, Зарецкий набрасывает ему на плечи пальто, и Ленский неслышно уходит в темноту, поднимаясь по ступенькам зрительного зала, – медленно и тихо, так, как может уйти только душа поэта. Следующая картина возобновляет движение – бал в светском обществе, куда вновь попадает Онегин после заграничной поездки. Лишь в заключительной картине темп вновь снижается в прощальном объяснении героев. Но даже в самых динамичных эпизодах главными остаются переживания и чувства героев – а вместе с ними и зрителей.

«Объяснение Онегина и Татьяны» Автор: Д. Белюкин

Лаконичность сценографии (в качестве декораций – лишь пара диванчиков и столик, реквизит – книга в руках у Татьяны, пистолеты для дуэли, перо и письма в конвертах) восполняется световым оформлением. Розово-оранжевый свет передаёт нежное полыхание зари, синий – ночные сомнения и мрачность дуэльного утра, золотой – блеск и роскошь светских салонов. Каждая сцена – это разные эмоции и душевные состояния персонажей.

Глубокие переживания, выразительная музыка и гениальный текст делают «Евгения Онегина» сильной, возвышенной и поэтичной оперой. Можно сказать, что это поэзия в музыке, чувства в лирическом воплощении. Всё вместе – это то, что заставляют слушателя и зрителя проникнуться красотой не только классического музыкального и литературного искусства, но и красотой простых человеческих чувств.

Источник иллюстраций: Иллюстрации | Сайт о романе Евгений Онегин