Из обычного студента — в лидеры?

Отношение к бизнес-тренерам и коучерам в нашей стране спорное. Кто-то уверен, что всё это самообман, и предпринимательству научить невозможно. Другие полагают, что всё зависит от реального опыта учителя и желания ученика. Так возможно ли создать толковый проект в рамках одного университета, выпускники которого действительно достигнут успеха? 

Начиная с 2010 года, проект SMBA (From Student to Master of Business Administration) помогает активным студентам НГУ развивать лидерские качества. Организаторы позиционируют его как курс по подготовке предпринимателей и топ-менеджеров, и обещают дать участникам навыки, необходимые для ведения собственного дела. Как же учат будущих бизнесменов?

Фото Алена Шлегель

Цели SMBA

По словам Анны Казиной, руководителя проекта, главная задача SMBA заключается в том, чтобы дать участникам возможности и инструменты для создания своего бизнеса, управленческие навыки, для того чтобы они могли, будучи менеджерами в компании, понимать, как строится бизнес и как можно им управлять. 

«Проект помогает участникам определиться с будущей профессией, поэтому даже если выпускник решит, что не хочет работать в сфере бизнеса, это уже будет своеобразной победой для руководителей и экспертов».

Достигает ли SMBA поставленных целей? Организаторы брали интервью у выпускников 2012 года, где те рассказали о своих успехах. Кто-то погрузился в учёбу и написание диплома, кто-то ушёл в творчество. «В этом году я заканчиваю 5 курс, позади 4 года учебы, госы, пары, экзамены, а впереди — защита дипломного проекта. В данный момент в моей жизни уживаются два главных увлечения — китайский язык и бизнес-кейсы», — рассказала спустя год после выпуска Ольга Просвирина. Так или иначе, большинство бывших участников не пожалели о потраченном времени. Каждый нашёл для себя что-то ценное, почти все продолжают интересоваться бизнесом. Особенное внимание выпускники уделяют тому, что курсы познакомили их с успешными бизнесменами и дали полезные связи. Во всяком случае в плане эмоционального восприятия участниками данного опыта, SMBA точно можно назвать успешным проектом.

Как попасть на проект

В первую очередь стоит определиться, а нужно ли вам вообще идти на курсы. Если вы не знаете, чем занять себя на выходных, или хотите раскрыть в себе лидерские качества, но на данный момент панически боитесь работать с людьми — вероятно, вам стоит найти другое место. Если же вам всё ещё нечем заняться на выходных, но при этом вы заинтересованы предпринимательством и готовы развиваться в этом направлении —  следует попробовать свои силы. 

Фото Алена Шлегель

В этом году отбор на проект уже прошёл, организаторы выбрали 40 человек, максимально удовлетворяющих требованиям SMBA. Количество мест ограничено, но для всех желающих периодически проводятся открытые лекции.  Для отбора были проведены тестирование и ассессмент. 

Второй этап в таком масштабе проводился в этом году впервые. Всего на нём присутствовало около 80 участников, а также 10 профессиональных HR из разных компаний; пришли и эксперты, давно знакомые с проектом. Участников разделили на команды, где они должны были решить различные типы задач, работая вместе. Выбор победителей всегда сложен, но организаторы знали, кого ищут.

«В первую очередь отбираются ребята, которые направлены на бизнес. В них просматривается такое качество, как умение работать в команде. Мы смотрим лидеров и людей, которые уже имеют свои бизнес-проекты или бизнес-начинания. Также, принимая во внимание то, что далеко не все, от силы процентов десять людей, изначально рождаются с предпринимательским заделом, мы берём и других активных ребят, которые показывают себя на высоком уровне, проходя наш отбор», — объясняет Анна Казина. 

Ранее для отбора проводилось собеседование. По словам организаторов, сложно подобрать идеальный формат. Каждый вариант раскрывает отдельные качества участников. В первую очередь необходимо, чтобы они имели хоть какую-то базу знаний, прежде чем пойти на SMBA. Для этого проводят тестирование. Ассессмент позволяет наблюдать, как ребята работают в команде. Чем больше испытаний, тем объективнее итоговая оценка, но проводить слишком много этапов нет возможности: ограничено как время, так и ресурсы. 

Чему учат на SMBA

На протяжении почти целого года студенты посещают тренинги, лекции и консультации. Темы разнятся от целеполагания к построению финансовых моделей. В конце каждого семестра проходит защита бизнес-проекта в командах. Занятия проводят люди, уже работающие в сфере предпринимательства. В девятом сезоне тренерами и лекторами выступили Антон Пахоруков, Алексей Беляев, Михаил Егорнеков, Марина Киянова, Константин Курносов и другие профессионалы. Привлечь уже успешных в сфере бизнеса людей к проведению лекций в университете — задача непростая. Руководитель проекта справляется с поиском экспертов без особых проблем. По его словам, эксперты делятся на две группы. Первая — те, кто были с организаторами с первых лет существования SMBA. Они знают о проекте очень много. С ними никогда нет проблем договориться, потому что они достаточно давно сотрудничают. Вторая группа — вновь пришедшие, знакомые с проектом пару лет, приглашённые впервые. В основном это бизнес-тренеры.

Фото Алена Шлегель

«Раньше у нас больше выступали представители топ-менеджмента. Здесь существуют определённые сложности, потому что эксперты не до конца ознакомлены с проектом, не все понимают, куда их зовут, несмотря на то что мы максимально стараемся всё рассказать, посвятить в концепцию. Но существует определённый бренд, о котором знают в кругу предпринимателей и бизнес-тренеров. Благодаря нему у нас никогда не существовало особой проблемы с тем, чтобы договориться о том, кто у нас будет вести занятия».

Выпускники чаще всего вспоминают о практических занятиях, которых на проекте достаточно много. Именно в этом направлении в первую очередь собираются развиваться дальше создатели SMBA. В будущем организаторы планируют ввести в проект ещё больше интерактивов, приглашать сразу нескольких экспертов-спикеров, чтобы рассмотреть темы с разных сторон.

Ещё одно важное направление для развития — геймификация. Первые шаги уже сделаны: участникам дают задания с помощью социальных сетей, гугл-документов до занятия, чтобы студенты их решали и приходили с какими-то наработками. Сами же пары часто проходят в формате игр. Главной же задачей на этот год организаторы считают создание своего сайта: это поможет проекту развиваться во всех обозначенных направлениях, а также развить сообщество, больше поддерживать связь с выпускниками. 

Бывшие участники с любовью отзываются о коучерах и упоминают о пользе некоторых лекций. При должном подходе любое занятие полезно: узнаёшь что-то новое, заставляешь работать мозг. А в случае с SMBA ещё и знакомишься с интересными людьми. Ведь в первую очередь «SMBA — это люди». Едва ли можно найти человека, который пожалел о том, что пошёл на проект. Каждый вынес для себя хоть что-то полезное, пусть и не каждый занялся бизнесом. Все бывшие и настоящие участники стремятся к собственным целям, в той или иной сфере достигают некоторых успехов.