Обучение длиною в жизнь

Что такое образование? На ум сразу приходят понятия школы и института. Учёба ассоциируется с посещением уроков или пар, иногда — курсов повышения квалификации. Так ли ограничено это понятие? Или на самом деле это длительный процесс, который не прекращается до самой смерти человека?

Иллюстрация: Вампилов Буда

«Lifelong learning» или «непрерывное образование» рассматривает обучение в более широком смысле. Правительство РФ даёт ему такое определение: «Непрерывное образование — процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества». Человек не перестаёт учиться после какого-то момента, напротив, его способности только увеличиваются с возрастом. При этом государство не требует от него освоить определённые навыки, а помогает изучить те вещи, которые интересны самому человеку и которые нужны обществу.

Такой подход зародился в XX веке. Общество развивалось слишком быстро, появилась необходимость дополнительного обучения взрослых. Позже стали готовить детей и подростков к работе. В 1996 году ЮНЕСКО выступила с докладом о непрерывном образовании:

«Необходимо переосмыслить и расширить понятие непрерывного образования, оно должно не только адаптироваться к изменениям в мире труда, но также должно составлять непрерывный процесс формирования целых человеческих существ — их знаний и умений, а также способности действовать. Это должно позволить людям развивать осознание себя и свою среду и побуждать их играть свою социальную роль на работе и в обществе».

О. В. Зайцева (старший научный сотрудник Центра мониторинга и статистики образования)  пишет о трёх основных направлениях непрерывного образования:

1). Образование на протяжении всей жизни (lifelong learning). Сюда относится дошкольное, дополнительное образование, получение степеней или квалификаций, самообразование. Оно включает в себя навыки, которые связаны как с основной профессией, так и с хобби или семьёй. Человек имеет личную мотивацию к изучению новых знаний, и они помогают и в работе, и в повседневности.

2). Образование взрослых (adult education). В отличие от детей и молодёжи, взрослые уже учились, работали, а потому в выборе программы более конкретны и мотивированы. При этом они совмещают обучение с трудом и имеют более жёсткие требования к временным рамкам. Из-за специфики образования и существует данное направление.

3). Непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training). Это направление включает в себя повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Суть его в постоянном обучении в профессиональной сфере.

Образование не ограничено одной только специальностью или базовыми знаниями, которые мы получаем в школе и институте. Оно охватывает почти всю деятельность человека: учёбу, работу, личные интересы, даже наш досуг. Нет ничего удивительного в расхождении мнений нынешней молодёжи и взрослых. Учащиеся не понимают ценности классического образования, более старшие педагоги же редко выходят за его рамки. Есть ли способ организовать учёбу в соответствии с духом нашего времени и не отказываться полностью от устоявшихся систем?

Образование будущего

В докладе ЮНЕСКО 1996 года Делор предложил четыре ключевых понятия для развития образования в последующие годы. Именно эти навыки в первую очередь нужны людям:

1). Learning to know (учиться познавать) — овладеть широкими знаниями и более глубоко изучить некоторые отрасли.

2). Learning to do (учиться делать) — ориентироваться в различных ситуациях и работать в команде.

3). Learning to be (учиться быть) — действовать самостоятельно, основываться на своих суждениях и личной ответственности.

4). Learning to live together, and with others (учиться жить вместе) — понимать окружающих и осознавать зависимость друг от друга.

Хоть сейчас и формируется единая концепция непрерывного образования, понимание этого термина в разных странах отличается. Разнятся даже подходы к обучению дошкольников. И. А. Колесникова пишет в своём труде на эту тему: в Германии ребёнок должен «созреть», прежде чем начать обучение, во Франции же, напротив, развита ранняя социализация и понятия ребёнка и учащегося почти тождественны. Но есть и общие тенденции. Всё большую роль в жизни общества играют курсы и тренинги, не связанные с государственными системами, а также самообразование человека. Расширяются возрастные рамки получения образования: мы начинаем учиться в более раннем возрасте, в процесс учёбы вовлекают пожилых.

Понятие непрерывного образования всё ещё меняется. Единых и точных рекомендаций по его развитию не предложено. В наиболее широком смысле оно подразумевает само формирование личности на протяжении всей жизни. Образование становится не принудительным получением знаний, а системой для развития человека и способом привлечь людей для выполнения своих социальных ролей в обществе, семье, на работе.

Иллюстрация: Вампилов Буда

А что в России?

Экономическая система быстро меняется, государству нужны высококвалифицированные специалисты, а люди не имеют особой мотивации для постоянной учёбы На неё уходит много времени, сил, а выгода не всегда очевидна. В нашей стране непрерывное образование в основном связано с государственными институтами. Именно они определяют характер образования. Под их контролем мы получаем общее, профессиональное и дополнительное образование.

Понятия lifelong learning и lifelong education в нашем языке синонимичны. И то, и другое воспринимается как непрерывное образование, за рубежом же они имеют немалые отличия. Lifelong learning или «обучение на протяжении всей жизни» подразумевает постоянное изменение человеческой личности, бесконечный процесс познания мира. Термин lifelong education или «образование на протяжении всей жизни» зародился раньше. К нему относится в первую очередь овладение профессиональными навыками во взрослом возрасте.

В России всё ещё нет представления о непрерывном образовании как об особом подходе к обучению, восприятию мира. Человек постоянно сталкивается с новыми ситуациями, иначе оценивает собственное восприятие, переосмысливает свой опыт, меняется сам. Всё это — часть обучения навыкам, мышлению, жизни. К сожалению, такой подход не имеет особой поддержки в стране.

Что же в самом обществе? Большинством людей образование воспринимается традиционно: школа, университет, курсы повышения квалификации… Для нас это требование «сверху» получать определённые знания и навыки. Концепция обучения на протяжении всей жизни малопонятна и ассоциируется скорее с вечным сидением за партой, чем с саморазвитием и адаптацией к новым условиям жизни. Идеи, предложенные ЮНЕСКО, не внедряются активно в общество и почти неизвестны широким массам. Тем не менее, процесс непрерывного образования во многом зависит не от государственной системы, а от самих людей.

Что можем мы?

Понятие непрерывного образования всё больше обсуждается с позиций того, как его обеспечить государству. Но lifelong learning — это не юридический термин в первую очередь, а идея. Она охватывает формальную учёбу, личные интересы, жизненные ситуации, рабочие вопросы. Цель его в том, чтобы во всех сферах обеспечить возможность обучения для любого человека. Это не только государственные институты, но и частные компании, и общественные организации, и семьи. Непрерывное образование основывается исключительно на добровольном желании людей учиться. Только в таких условиях оно может обеспечить экономическое, социальное и культурное развитие общества.

В работе «Непрерывное образования: основные понятия и определения» О. В. Зайцева разделяет образование на формальное, неформальное и информальное. Первое связано с официальным получением квалификации, второе — с неофициальным. Наиболее интересно последнее понятие. К нему относится ежедневное самообразование человека. Если в первых двух случаях мы сильно зависим от государственных структур или частных организаций, то здесь предоставлены сами себе. И уже на данном этапе развития общества возможностей у нас достаточно.

Стоит воспринимать образование как постоянное самосовершенствование. Пусть оно не касается непосредственно полезных для общества навыков, главное — сохранить в себе детское желание видеть, слышать, узнавать что-то новое, овладевать навыками и пронести это стремление к познанию через всю жизнь.