Евгения Шаева: «Для меня это было чем-то невероятным»

Евгения Шаева родилась и выросла в Воронеже в самой обычной небогатой семье. Сейчас ей 21. И она бесплатно учится на бакалавра в University of Roehampton в Лондоне. Для тех, кто, как она когда-то, мечтает учиться за границей, она создала проект по образованию «Jane_help», где помогает ребятам поступать в университеты мечты.

Фото из архива героя. Лондон

— Как вообще появилась мысль о том, что хочешь учиться не в России?

— Изначально, у меня появились мысли о том, что я хочу учиться за границей потому, что направления «бизнес-менеджмента» не было в России. Помимо этого, я понимала, что мало того, что нет чисто бизнес-направления, идти на экономику совсем не хотелось, потому что для меня экономика – это больше что-то теоретическое, а мне хотелось больше практики. Плюс, я еще в школе устала от того, что у нас было множество ненужных предметов, и мне не хотелось загружаться ими еще и в университете. Я хотела делать то, что мне реально нравится и чего я хочу – а я всегда хотела свой бизнес, еще лет с семи. Такую многомиллионную корпорацию! Себя я не видела, честно говоря, в России: от и до. И сейчас до сих пор не вижу. Поэтому смежные направления я даже не рассматривала. Для меня было так: либо бизнес, либо ничего. И я решила, что раз бизнес – это мое, то нужно его искать. И искать не просто факультетом, а именно в стране, где в принципе возможны инвестиции, где можно встретить людей, которые имеют свои корпорации, где можно перенять реальный опыт, где можно сходить на различные конференции в этом направлении.

— Что говорили близкие, родные по поводу твоего желания уехать учиться в другую страну?

— Моя мама всегда меня поддерживала. Она верила. А когда нужно было оплатить те же вступительные экзамены, помогла мне финансово. Я подавала непосредственно на гранты (прим. – денежные средства, которые университет или государство выдает студенту для частичного или полного покрытия стоимости обучения в университете, а иногда даже стоимости жизни в стране). Так, у меня, например, получилось получить полный грант в Америке, то есть мне всё оплачивали – вплоть до билетов из Воронежа в Москву. После школы я брала gap year (прим. – это свободный год, который берется для себя перед поступлением в университет), и мама меня эмоционально поддерживала в этот период. Я постоянно училась, подавала на различные гранты – и получала от нее огромную помощь. Конечно, мне грустно, что я далеко от своих родных. Но, в то же время, я до сих пор планирую основать свою многомиллионную корпорацию и перевезти их сюда!

— С чего начался твой путь к образованию за рубежом?

— Мой путь к образованию за рубежом начался с того, что моя мама встретила на курсах по американскому английскому женщину из центра, который специализировался на образовании за рубежом. Эта женщина, по сути, проходила тот же путь, что и я, она как раз училась в этом центре для этого. Она тогда рассказывала, что она сдает экзамены и ей спонсирует эти экзамены американское посольство, что даже платят за билеты в экзаменационные центры, проживание в гостинице и другие вещи. Моя мама познакомила меня с этой женщиной, и я поняла, что этот как раз то, что мне нужно. Я грезила американской мечтой, мне казалось, что силиконовая долина – это прям мое! Я была тогда в восьмом классе. Я начала грезить этим, для меня это было чем-то невероятным. Я решила тоже учиться в этом центре. Там мы делились опытом, узнавали новое – там я познакомилась с теми, кто учился в Лиге Плюща, в Гарварде на полном финансировании. Все они были из Воронежа и все они были реальными уникумами. Наверное, даже эти люди в большей степени мотивировали меня, потому что я сначала не до конца верила, что это действительно для меня возможно. А после того, как я их встретила, я поняла, что все возможно. Даже сейчас я вдохновляюсь их успехами! Позже я поступила в Education USA, где училась, в прямом смысле, «поступать». Там мне точно также давали гранты, помогали с образованием, а также учили понимать, что вообще происходит в этой сфере и что нужно делать.

— Ты была готова платить за учебу?

— Я не была готова учиться платно. Но я уже потом поняла, что моя семья – да! Несмотря на то, что они верили в меня и поощряли мой интерес к учебе за границей бесплатно, они действительно были готовы хоть как-то вложиться в мое обучение. Взрослые люди всегда до конца не верят, они всегда, видимо, в силу своего жизненного опыта, знают, что за образование нужно платить. Да и даже клиенты у меня на полном сопровождении, с которыми мы делаем все возможное, чтобы получить грант, а, конкретнее, их родители всегда рассматривают такой вариант, что нужно будет заплатить. Мои родители делали тоже самое. 

— Знаю, что ты училась в США, Испании и Англии. Как так вышло?

— Я училась в США на программе Education USA Academy. В рамках этой программы я должна была ездить по разным университетам США и разговаривать с приемными комиссиями. Я жила на кампусе University of Colorado Boulder (Болдер – это такой городок в Колорадо). Оттуда наша группа международных студентов ездили каждый день в университеты Америки – мы реально уставали – и узнавали об образовании, как поступать, мы беседовали непосредственно с приемными комиссиями… В общем, было очень весело, хотя в то же время и тяжело – было много информации, мы это все записывали, учитывали, делали домашки и все сдавали. Я к тому же умудрилась как-то попасть на какие-то бизнес-штуки с инвесторами, на их презентации бизнес-проектов и стартапов, и еще туда влилась и училась параллельно бизнесу. Так прошло мое лето 2016 года. Я сейчас учусь в Лондон, в университете Ray Hampton по направлению «бизнес-менеджмент», до этого я один год училась в Барселоне. Но в итоге решила сменить страну, потому что мне совсем не захотелось там оставаться, и, плюс, я решила не ждать – Лондон был для меня мечтой и я отложила его на магистратуру, но в какой-то момент я поняла, что самое время сейчас это сделать. В Англии учусь тоже на бакалавриате – уже бизнес-менеджмент. С оценками Испании я и поступала в Англию. Кредиты (прим. – зачетная единица, аналог оценки в зарубежных вузах) мне никакие не зачислили, поэтому я снова учусь с первого курса. 

Фото из архива героя. США

— В чем, по-твоему, главные различия этих трех стран как места обучения?

— Да вся система образования этих стран построена по-разному абсолютно! В Америке они больше за «плагиат», то есть они на это давят, и у них вообще очень много уроков и они очень много дают «воды», чтобы просто заполнить дни студентов. У них есть упор на студенческую жизнь. Вообще международный студент там обязан жить на кампусе первый год и разрешается работать только на кампусе (прим. – общежитие), тоже первый год – то есть вся твоя студенческая жизнь заканчивается на кампусе. А, например, в Англии и Испании таких обязательных требований, связанных с кампусом, нет. Все, что делается в этих странах, зависит от студента. Система поступления, система оценок – все разное. Но для меня в Лондоне самая оптимальная система образования, и, в принципе, укладом жизни для меня Лондон стал прям домом. 

— Какая система образования сейчас у тебя?

— Я сейчас учусь по оксфордской системе образования. Эта система практикуется в большинстве университетов Лондона, но не везде. Что это значит? Это значит, что у нас нет, собственно, экзаменов. Вся оксфордская система построена на том, что мы много пишем исследований, то есть все, что мы делаем – это пишем-пишем-пишем. По-нашему это курсовые. То есть мы пишем большие работы, по три тысячи слов на каждый предмет. У меня был экзамен только по математике, потому что писать там было не о чем просто. У нас есть кураторы – тьюторы. У нас не очень много пар – мы учимся два раза в неделю. Но у нас большой практический упор, нас не забивают тем, чтобы сидеть на бестолковых лекциях. А так, лекция длится всего час, и дальше мы идем на семинары, где мы обсуждаем то, что прошли на лекции. Домашних заданий в классе мы не проверяем, да и сами домашнее задание мы делаем редко, потому что все зависит от студента. Все образование зависит от студента: учишься, не учишься, укладываешься в дедлайн или нет, если нет, то проходишь курс заново. Весь учебный процесс – это полностью твоя ответственность. Люди здесь максимально помогают, но если ты сам не укладываешься в какие-то моменты, то это уже твоя проблема. Но это, конечно, не только Англии касается – так везде. Для меня оксфордская система очень понятна, и она очень логичная и правильная – очень удобная.

— Как обстоят дела с жильем для иностранных студентов?

— Изначально я начала снимать комнату в семье (прим. – по типу host family). Поэтому так вышло, что я живу в семье. На кампусе жить не хотела и не хочу – это дороже. Да и в принципе в жизнь кампуса я не хотела особо вникать – хочу больше посвятить себя работе. Так что на кампусе было не особо выгодно жить. Когда я искала жилье в Испании, то есть это был мой первый опыт, то найти было довольно сложно. Но вот про Англию я такого уже сказать не могу. Хорошо, что в этих странах мы не привязаны к кампусу и вольны делать то, что хотим, даже жить отдельно.

Фото из архива героя. Испания, Барселона

— С чего началась твоя проектная деятельность?

— Первый мой проект не был связан с образованием. Он был по белью для женщин: по пижамам, халатикам. Это было в Воронеже, мне тогда было 18 лет, и я решила попробовать себя в качестве бизнесмена. Просто попробовать, что это вообще такое. Кстати, это же был мой gap year! После школы я не поехала сразу никуда учиться, а взяла свободный год, чтобы пересдавать экзамены, подготовиться лучше, да и в принципе понять, чего я хочу. Это реально был очень полезный год, и как раз в тот промежуток, когда я ждала ответы на свои заявки по грантам и поступлению и работала репетитором параллельно, у меня появилась идея запустить свой проект. И деньги, которые я зарабатывала на репетиторстве, я вкладывала в этот проект. Он, в принципе, был неплох. Потом мне нужно было уже уезжать, плюс я поругалась с компаньоном, но в нули я не ушла, так что я особо и не хотела продолжать этим заниматься. Он был больше для понимания себя и своих целей. И эту задачу выполнил. Я его закрыла. Но это было интересно, хотя я поняла, что с одеждой точно работать больше не хочу. Для меня важнее интеллектуальная собственность. Сейчас я работаю на свой проект по образованию «Jane_help», где помогаю ребятам поступать за границу, искать какие-то возможности, а главное – стипендии, потому что у всех разные «кошелки». Вся суть моего проекта в том, чтобы помогать и давать равные возможности людям.

— Существует мнение, что к русским немного предвзятое отношение в Европе и Америке. Сталкивалась ли ты с подобным?

— Я с таким никогда не сталкивалась и считаю, что это надуманные стереотипы и полный бред. Единственное, у меня была стычка с моим преподавателем по европейскому союзу (прим. – аналог русской дисциплины «международные отношения»)  в Испании, но этот преподаватель сам по себе был странный. У него была русская жена и ребенок, – удочерили в России – но с преподавателем были проблемы от того, что он был сексист и к тому же не любил русских. По его предмету у меня были самые высокие оценки на экзамене, чуть ли не сто баллов, но его отношение все равно было максимально предвзятое. Мы с ним очень сильно ругались, поэтому я даже написала на него заявку и выиграла в этом споре. В Европе, в Америке, в Англии с этим проще – если ты на кого-то хоть что-то заявляешь, то администрация всегда рассмотрит сторону студента. А в Лондоне с таким не сталкиваются, так как здесь очень много международных студентов и вообще людей с разных уголков мира, так что здесь таких межнациональных стычек просто нет.

— Самое запоминающееся твое занятие в университете?

— Пока что моим любимым предметом в Лондоне был «accounting». Это сложный предмет, и в Испании я его практически не понимала. В Англии у нас был просто потрясающий преподаватель – он был рожден чтобы преподавать! И запоминающимся моментом было то, когда он пришел и сказал мне, что если я сдам экзамен больше, чем на 90 баллов, то он даст мне 100 фунтов. Я не сдала на больше, чем 90 баллов 😊 Но мне реально нравился его подход, как преподавателя, вообще как он преподает – именно поэтому я и его поняла и этот предмет. А второе, что мне понравилось, это предмет по ораторскому искусству в Испании. Он шел у нас два семестра. У нас преподавал американец, мне очень нравилось выступать перед аудиторией – нас в принципе учили этому. Это мне тоже хорошо запомнилось.

— Самая интересная привычка иностранцев, с которой ты столкнулась, оказавшись в другой стране?

— Ну помимо того, что у испанцев сиеста, в Испании меня обескураживало и то, что они пьют пиво в 9 утра вместе с эспрессо… Это мне поразило, конечно, вообще. Про англичан могу сказать, что они реально пьют чай в пять часов. Ну прям реально пьют. И то, что они пьют его с молоком – тоже довольно интересное наблюдение. Но в принципе англичане для меня менталитетом похожи на русских, так что глобальной разницы нет. Хотя интересно вот еще что: в Англии они не укутывают ребенка так, как у нас. То есть ты можешь запросто увидеть ребенка в шортах, но в куртке. И англичане это обосновывают тем, что они с детства закаляют детей, укрепляют иммунитет. Вот такая вот у них политика. Для меня это странно. Я могу стоять трястись на остановке, а ребенок спокойно пройдет в шортах, в кроссовках и в куртке.

— Самое понравившееся место, в которое хочется вернуться?

— Для меня это Кембридж. Я обязательно туда вернусь, и не раз. Там просто потрясающе красивая архитектура – самая-самая, что я видела в Европе. И университет в целом. Лондон – это моя мечта, конечно. Но Кембридж теперь моя вторая мечта. Он дороже в плане жизни там, чем тот же Оксфорд, потому что там живут одни миллиардеры. Хотя на деле обучение в Кембридже стоит столько же, сколько и в моем вузе.

— Чем планируешь заниматься после университета?

— После вуза я хочу устроиться в крупную корпорацию. Очень хотелось бы работать в McKinsey. Это консалтинговая компания, самая крупная в мире. Но при этом я бы никогда не бросила свой бизнес, потому что работа в международной компании – это прекрасный интересный опыт, но не более. Я никогда не хотела работать на кого-то – я всегда хотела иметь свой бизнес. Даже сейчас я работаю в Лондоне в ресторане, но при этом мой проект стоит для меня на первом месте. И всегда так будет. Бизнес – это то, что я всегда хотела, хочу и буду хотеть делать. Никогда не хотела работать ни на кого. Я точно хочу поработать в международной компании, но не думаю, что это продлится всю жизнь.