Константин Мацевич: «Язык – это не просто предмет в университете, а больше – это жизнь»

Константин Мацевич о себе говорит просто: «Я преподаю французский язык онлайн и также учусь на 1 курсе в магистратуре во Франции». Правда, есть одна важная деталь – он не просто учит французскому языку, а делает это на своей эффективной онлайн-платформе, которую продвигает в Инстаграм (где, кстати говоря, уже 13 тысяч подписчиков!). Но кто бы мог подумать, что все началось у нас, в НГУ! Где он, будучи студентом, учил французский, как того предписывала программа обучения.

Фото из личного архива героя

— Почему французский, а не любой другой язык?

— Потому что в НГУ – я учился на фундаментальной прикладной лингвистике – у меня вторым иностранным языком был французский. Так что особо выбора не было – другой вариант нам никто не предлагал. Но после года обучения, я поехал во Францию, и мне понравилось. Уже после этого я начал учить его еще больше, чтобы общаться с друзьями в интернете, чтобы путешествовать, захотелось не просто вернуться в Европу, но и, возможно, остаться. Позже, на 4 курсе, я выиграл по программе ассистентов русского языка во Франции – моя преподавательница предложила поучаствовать. Я провел во Франции восемь месяцев, и во время моего пребывания там я решил, что надо остаться. Так пришла мысль о магистратуре во Франции. Я сдал экзамен на C1 и сразу же подал документы.  В итоге поступил и остался. Но, конечно, все началось с НГУ.

— А твои одногруппники? Какой дорогой пошли они после окончания университета?

— Несмотря на то, что я общаюсь не со всеми из них, прошлым летом мне сказали, что примерно одна треть моих бывших одногруппников осталась в Новосибирске и поступило там же в магистратуру. Другая треть поехала учиться в Москву, например, в Высшую школу экономики. То есть они продолжают заниматься наукой. А остальные ребята стали работать (чаще всего это не самая высокооплачиваемая работа). Ну а про то, чтобы кто-то уехала за границу – такого не слышал, вроде кроме меня нет таких.

— Почему вообще ты начал преподавать? Ты как-то рассказывал у себя в аккаунте, что первые уроки прошли не так отлично, как проходят сейчас – ведь сейчас твои курсы очень популярны.

— Я начал преподавать, когда вернулся из Франции, потому что понял – это то, что я реально знаю. Остальные предметы в университете были не слишком применимы на практике – больше теоретические, научные знания. В Новосибирске тогда французский особо никто не учил, так что у меня было мало учеников. Я даже регистрировался через различные сайты онлайн, как, например, ВашРепетитор.ру. Но там оказалась большая конкуренция, плюс очень сложно взять учеников из других городов. Поэтому я решил создать свой курс. Сначала создал группу Вконтакте – туда особо никто не зашел. А потом уже решил в Инстаграм перейти. Тем более, что у меня уже был какой-то опыт ведения личной страницы.

— Как ты относишься к преподаванию? Готов преподавать в том же НГУ по своей личной программе?

— К преподаванию отношусь двояко, в том смысле, что очень часто университетское образование казалось мне скучным. Например, у нас был английский язык – первый иностранный – и было не так много преподавателей, с которыми были действительно интересно. С другой стороны, отношусь к преподаванию достаточно хорошо, потому что было все-таки занимательно и весело. Если бы я этого никогда не видел, то я бы не знал, как это вообще можно и нужно делать. По поводу преподавания в НГУ – разве что только онлайн 😊 Но я думаю, что в НГУ есть очень хорошие преподаватели! (Французская кафедра, я считаю, лучше, чем английская 😊) Если бы не преподаватели, то на начальном этапе не было бы никакого желания ни преподавать, ни учить ничего дальше.

 — А вообще, когда ты понял, что стоит уезжать и продолжать учиться в другой стране?

— Если честно, я начал задумываться об этом еще на втором курсе. Именно тогда я съездил во Францию летом, и мне не хотелось уже возвращаться в университет. Мне реально было сложно в НГУ, потому что было очень много лекций и пар вообще, было постоянное чувство неизвестности, когда ты не знаешь, кем работать, куда применить знания, да и вообще, что будет завтра. Когда ты учишься на лингвистике, будущего уже готового как такого нет. После четвертого курса я все также не знал, что делать. И вот после того, как моя преподавательница предложила мне поучаствовать в программе ассистентов русского языка, я поняла, что нужно пользоваться любой возможностью, какая она бы не была. Я, на самом деле, не особо горел желанием в этой программе участвовать, но так вышло, что я был единственным из Новосибирска победителем (всего там выигрывают около 45 человек со всей России). А если выиграл – надо ехать 😊

Фото из личного архива героя. Константин с учениками, когда работал ассистентом русского языка в лицее Amprère в Лионе

Вообще, я бы посоветовал ребятам пораньше задумываться о своей жизни, потому что большинство моих одногруппников, да и вообще людей, не думали ни о чем – они просто закончили университет и начали искать работу. Я тоже искал работу на четвертом курсе, когда еще не знал, что поеду во Францию, и не мог найти. Нужно готовиться к тому, что после университета все равно придется бороться – не важно, какой у тебя диплом. С моим лингвистическим дипломом я нигде особо работу не нашел – меня нигде в Новосибирске на работу не взяли. Ну, конечно, кроме тех мест, где диплом не нужен. Поэтому нужно пытаться выходить из университета не только с аттестатом, но и с опытом. Потому что диплом – это хорошо, но всем нужен опыт. И если ничего не получается, то стоит пытаться делать что-то свое. Я думаю, все люди умные, у всех много свежих мыслей, амбиций, так что если не получается устроиться на работу, то всегда очень много возможностей для своего дела в интернете.

— Какие особенности имеет французское образование?

— Во Франции бакалавр длится три года, магистратура – два года. Оно здесь пока что бесплатное, но вроде как скоро хотят ввести платное. Я учусь на 1 курсе в магистратуре во Франции в университет Лион 3 по направлению «прикладные иностранные языки и управление». Мы одновременно учим языки: русский и английский. У нас три блока языка: русский коммерческий, русский юридический и современный русский язык. То же самое с английским. А третий блок – это менеджмент, управление, право – экономически-юридический блок. По итогу я смогу работать в международных компаниях в сфере бизнеса, торговли. Что мне нравится в магистратуре, так это разделение на разные программы – есть программы профессиональные, где ты учишься больше практическим навыкам, есть научные, где ты занимаешься наукой, и есть смешанные программы. Но после НГУ мне науки хватило на всю жизнь, поэтому я хотел заниматься чем-то прикладным, полезным и применимым в жизни. Так что я выбрал такую программу, чтобы изучать практические кейсы. Самая яркая особенность образования, как и во всей Европе, в том, что тут все построено на доверии – никто не списывает, все учатся самостоятельно. У меня сейчас в магистратуре десять предметов и много пар, практически все время нужно учиться самому и разбираться во всем самому дома. Например, тебе дают краткий конспект по курсу, который длится 18 часов. Ну понятное дело, что за 18 часов ты ничего особо не выучишь, так что приходится работать самому. Мало объясняют, я бы сказал. В России с этим проще, нам там больше объясняли.

— А вот если сравнивать студенческую жизнь у нас, в НГУ, и во Франции, в университете Лиона. Это, вообще, возможно?

— Студенческая жизнь в НГУ была связана с общежитием. У нас тогда был какой-то интернациональный клуб, «Глобус», кажется. В общем, там были иностранцы, и мы помогали им, например, создать карточки банковские себе в России, ну что-то такое, помощь какая-то. Но я бы не сказал, что я прям сильно участвовал в студенческой жизни тогда. Большую часть времени мы учились. Во Франции в университете есть, конечно, какие-то студенческие мероприятия. Но, так как я работаю, я особо никуда не хожу. И тем более, что здесь я живу не в общежитии, а просто в квартире – мы иногда с ребятами русскоязычными собираемся, общаемся. Вот прям студентом-студентом я себя особо не чувствую. Мы просто приходим, учимся, гуляем. Можно сказать, что в НГУ моя студенческая жизнь была больше, потому что это все-таки закрытое пространство – Академгородок. Да и в общежитии всегда есть какая-то движуха. А здесь все живут не рядом, не вместе. Так что, могу сказать, что я работаю, иногда хожу в университет и ухожу снова работать. Но, с другой стороны, для студентов очень много разных поблажек: скидки существенные, бесплатные музеи и так далее. В общем, у студентов больше привилегий. И мне кажется, что статус студента дает во Франции больше этих привилегий, чем в России.

Фото из личного архива героя. Константин за работой

— Какие привычки или традиции французов тебя удивили?

— Наверное, первое – это соблюдение всех правил. Никто особо не нарушает здесь правила, как это обычно делают в России. Все заходят в транспорт и платят сами по себе, стараются быть вежливыми, не кричат. Хотя, с другой стороны, кажется, что они не очень искренние, не очень открытые, потому что страна очень многонациональная и, мне кажется, им это не очень нравится. Удивило и то, что у них все запланировано вперед на год – даже завтрак, обед и ужин в одно время. Вся жизнь расписана. А еще для многих здесь нет таких традиционных целей, как у нас – закончить школу, купить машину и так далее. Они относятся к этому намного проще. Даже если ты работаешь в какой-то непонятной булочной, ты можешь позволить себе поехать куда-то попутешествовать, что-то такое сделать, о чем всегда хотел. Они живут без комплексов и каких-то навязанных идей, что нужно сделать то и то. Они живут в кайф и делают, что хотят, не парясь по поводу всего этого.

— Чем планируешь заниматься после университета? Думаешь вернуться в Россию?

— Ох, это сложный вопрос. Даже несмотря на то, что скоро 24 года исполнится… Ну, думаю, я буду продолжать заниматься тем, чем и занимаюсь сейчас. На втором курсе моей магистратуры я должен буду проходить стажировку в какой-то международной компании, и, если мне понравится, то, возможно, останусь работать там. Если нет, а это вероятней всего, потому что я не особо люблю работать на кого-то другого, то возвращаться в Новосибирск я точно не думал, да и в Россию вообще. Останусь во Франции, но еще не знаю, в каком статусе – здесь открыть бизнес и стать предпринимателем или же работать в какой-то крупной компании, чтобы использовать и навыки русского языка, и английского, и французского.

— Как думаешь, почему твой авторских курс по изучению французского такой эффективный?

— Я пытаюсь все разложить по полочкам, то есть сделать курс структурированным. Конечно, я пользуюсь и опытом преподавателей, который были у меня в университете – я пользуюсь и их наработками в том числе. Мне был понятен материал, который они давали, поэтому, думаю, он будет понятен и сейчас. И таким же способом я пытаюсь объяснить этот же материал другим людям. Плюс ко всему мои курсы построены на жизненном опыте, на опыте жизни во Франции, работе и учебе здесь. Также, благодаря Инстаграму, я знаю, какие проблемы у людей, что они хотят знать, какие бывают ситуации в жизни и какие нужно знать слова – я это понимаю и подстраиваюсь по это. Вообще я стараюсь делать курсы быстрыми, чтобы человек мог закончить их в кратчайшие сроки. Но, чтобы было быстро и эффективно, нужно очень много работать! Так что это не значит, что можно просто посмотреть одно видео и все. Я знаю по себе – чтобы выучить язык, нужно много времени ему уделять, поэтому я пытаюсь это делать так, как если бы я сам был на месте ученика.

О каких лайфхаках в изучении языка можешь рассказать?

— Нужно жить языком! Получать удовольствие, а не просто заставлять себя. Язык – это не такой предмет, как физика и химия, которые многие учат в школе только потому, что так надо. Язык – это не просто предмет в университете, а больше – это жизнь. Поэтому его нужно учить как инструмент для достижения каких-то конкретных целей. 

1). Необходимо выбрать язык, который тебе нравится.

Очень сложно выучить язык, который не нравится, с которым нет положительных ассоциаций.

2). Выбрать цель

Это тоже очень важно, когда мы учимся на себя. Когда я начинал – это не было так серьезно и даже не так осознанно. Нам просто сказали, что будет французский, а значит надо его учить. Но сейчас я вижу, когда на мои курсы приходят с конкретной целью – например, уехать жить в Францию, Канаду или вот девушки хотят выйти замуж за французов, ну или опять-таки кто-то хочет поехать учиться за границу – учить язык намного легче.

3). Найти преподавателя или людей, которым это будет интересно

Конечно, необходимо каждый день заниматься и общаться с носителями языка в интернета. Да, университет дает много знаний, но их нельзя назвать применимыми – в основном это теория, хотя, бесспорно, без этого никуда. Стоит использовать различные методы изучения, то есть смотреть сериалы, читать книжки и газеты, общаться с носителями и просто даже обдумывать, как сказать ту или иную фразу на иностранном языке. Да даже с собой можно разговаривать – в общем, делать все, что только можно. 

По этой ссылке можно найти 200 важнейших фраз с озвучкой, чтобы уже сейчас начать двигаться к воплощению своих целей: https://clck.ru/NAtuv