Живое неживое

В Студенческом творческом центре НГУ открылась инсталляция «Поля 2.1» екатеринбургской Art&Science группы «Куда Бегут Собаки». Выставка работает в рамках проекта «Мера хаоса. Наука как способ коммуникации». «Мера хаоса» — часть международной программы Музей 15/24 государственного Эрмитажа.

Группа «Куда Бегут Собаки» создана в Екатеринбурге в 2000 году. Сейчас они — ведущий российский коллектив среди технологического искусства. Объединяя науку и искусство, художники ищут новые формы взаимодействия человека с реальностью. «Поля 2.1» — попытка создать иллюзию сознания у неживой материи.

Фото: Алина Саркисян

«Поля 2.1.» 

Когда заходишь в выставочную комнату — видишь стеклянный куб на тёмном цилиндрическом подиуме. Внутри него электромагнитная жидкость, на которую направлены камеры. Они транслируют на два больших экрана изображение из ёмкости. Сначала поверхность геометрически ровная и пугающе спокойная, но это до тех пор, пока не подойдешь ближе. Она будто чувствует человека и начинает вести себя как живой организм: приобретает форму, напоминающую глаз. Смотрит, «злится» на движения, выпуская шипы; фокусирует «зрение», издавая звуки. Картинка с камер транслируется на стену и кажется, что «нечто» смотрит за присутствующими. Стираются грани, становится непонятно кто здесь наблюдатель — зрители или «искусственный организм». Художники выбрали образ глаза, чтобы создать иллюзию присутствия сознания у небиологического существа. 

«Наблюдение, это, наверное, одно из ключевых слов, от которого стоит отталкиваться: как только вы попадаете в пространство, за вами начинают следить. Ситуация разворачивается следующим образом — вы смотрите за глазом, который смотрит за вами. Безусловно, ответ на вопрос о том, кто первичный наблюдатель и кто здесь единственный субъект действия, становится менее очевидным», — отмечает координатор проекта Таисия Елина.

Всё это время в комнате тихо. По словам Таисии, посетители, приходившие на арт-медиации, жаловались на отсутствие звука — говорят, без него жутковато. Но координатор проекта с этим не согласна.

«Звук все же есть — звук движущегося механизма, который появляется вслед за поворотом глазного яблока» и становится единственным аккомпанементом этих сложных отношений с другим», — говорит Таисия.

Фото: Валерия Кочеткова

По словам команды, проект, который сейчас показан на выставке в СТЦ НГУ, — это точечное продолжение размышлений о треке Non Life forms, одном из четырех системообразующих направлений в «Мере Хаоса». Это история о художественных исследованиях, использующих небиологического агента, обладающего, тем не менее, какой-то субъектностью.

«К таким агентам можно отнести, например, AI или роботизированные механизмы, которые могут участвовать в разных процессах, делать выбор и принимать решения, формировать связи. Из этого вытекает много вопросов о том, кто в действительности является субъектом и как нам выстраивать отношения с теми, кто нас окружает», — отмечает куратор проекта.

Почему в СТЦ?

По словам координаторов проекта, изначально проект «Мера хаоса» был запущен с ориентацией на два города: Санкт-Петербург и Новосибирск. В марте 2020 года проект впервые открылся с полной экспозицией, которую затем архивировали на платформе Большой Музей.

Подразумевалось, что инсталляция сядет на заброшенную станцию Орбита в Бугринской роще, однако из-за карантина её не удалось отреставрировать в нужные сроки. Тогда команде пришла в голову мысль — переместиться с инсталляцией в НГУ, поскольку одна из целей проекта связана с вовлечением в проблематику молодой аудитории от 15 до 24 лет, то есть это подростки, студенты и аспиранты. 

Фото: Валерия Кочеткова

«Нам хотелось показать и обсудить какие-то устоявшиеся практики Art&Science, которые сформировались в работе ведущих художников — и российских, и зарубежных, и выстроить открытый диалог с аудиторией и профессиональным сообществом. В этом смысле Студенческий творческий центр НГУ — своеобразная мекка молодых ученых», — поясняет команда.

Art&Science, как направление, требует эксперимента и своеобразной жажды открытий. По мнению координаторов проекта, важно говорить о таких практиках именно на базе университетов, где множество молодых людей изобретает для себя реальность и ищет в ней «слепые пятна», которые можно исследовать с помощью всяких пограничных практик.

Планы на будущее

30 сентября команда запустила онлайн-конференцию, посвященную проблеме резиденций для совместной работы художников и ученых.

Фото: Алина Саркисян

«Такие резиденции с привозными авторами и проектной работой можно открывать на базе университетов, исследовательских центров и чего угодно. Мы хотим запустить несколько воркшопов со студентами совместно с магистрантами ИТМО, о научной коммуникации. Будут экскурсии и медиации по объекту в течение всего время выставки, хотелось бы больше медиаторов из студенческой среды», — говорит координатор.

Она также отметила, что команда видит большой потенциал в развитии резиденции в Новосибирске. Познакомиться с деятельностью группы можно по ссылке: https://chaosmeasure.bm.digital/article/932350306053808291/mera-haosa-spetsialnaya-programma или в социальных сетях Facebook или Вконтакте

Кроме выставки сейчас в университете проходят бесплатные арт-медиации по инсталляции. Это способ погружения в современное искусство, который вовлекает и заставляет сопереживать. Медиаторы по выставке — студенты Новосибирского университета. 

Зарегистрироваться на медиацию можно по ссылке: https://fond-kulturnyh-initsiativ.timepad.ru/events/.

Напомним, что выставка доступна с 20 сентября до 20 октября по улице Пирогова, 6, с 12:00–20:00. Вход свободный.