Александр Сергеев: «Жить игрой, которую любишь»

Александр Сергеев — студент третьего курса факультета автоматики и вычислительной техники в НГТУ и по совместительству член правления, менеджер составов и главный редактор всех пабликов киберспортивного клуба НГТУ НЭТИ NSTU.Gaming. Он рассказал UU, как появился NSTU.Gaming, откуда берутся специалисты в киберспорте и как стать хорошим игроком. 

Александр Сергеев. Фото из архива NSTU.Gaming

— Когда ты начал играть? 

— В детстве я не особо увлекался чем-то соревновательным, но лет в 12-14 меня начало привлекать всё спортивное. Я начал смотреть футбол, волейбол и другие виды спорта. И так как я был подростком, мне очень нравилось играть в компьютерные игры. Начал играть, как только появился первый компьютер в семье. Тогда-то я и начал следить за этим спортом. С тех пор киберспорт стал частью моей жизни. Это то, чем я горю.

В «Киберспортивном клубе НГТУ» я больше занимаюсь организаторской деятельностью. Написанием постов, взятием интервью и т.п. Я больше люблю следить за киберспортом, чем участвовать в нём как игрок. 

— Как появилась идея создать киберспортивный клуб в НГТУ? 

— «Киберспортивный клуб НГТУ» создали Миша Бонцьо и Эльнул Аббасов, которые до сих пор руководят нашим клубом. Изначально этот клуб был проектом по учебной деятельности. У нас есть такое подразделение в НГТУ. Они работали над этим вместе с нашим научным руководителем Литвинцевой Галиной Павловной. Она — представитель вуза в нашем проекте, очень много для нас делает и горит киберспортом. Они хотели провести лишь один киберфестиваль, турнир. Но как только они начали это организовывать, узнали о Всероссийской киберспортивной студенческой лиге (ВКСЛ). Оказалось, что можно собрать сборную и отправить её туда. И парни начали искать игроков по тем дисциплинам, которые были заявлены в ВКСЛ, создали сборную. Идея киберфестиваля отошла на задний план. Все загорелись идеей создания клуба —  сообщества геймеров, которые могут принимать участие как во внутривузовских турнирах, так и во межвузовских. Так и появился киберспортивный клуб НГТУ. Мы начали развиваться, собирать сборные, поддерживать их и даже сейчас время от времени проводим внутривузовские турниры. Как правило, мы позиционируем себя и как люди, которые созданы, чтобы содержать команду, освещать её деятельность и делать всё возможное для её развития. 

— Как вы отбираете участников команд? 

— В первую очередь, чтобы создать команду, надо найти турнир по нужной дисциплине. Если мы видим, что есть турниры и какой-то спрос на дисциплину, только тогда мы создаём команду. В основном, мы собираем команды по дисциплинам ВКСЛ. Ежегодно это пять дисциплин. Три из них постоянные: Dota 2, CS:GO, HearthStone. Две другие изменяющиеся: StarCraft и ClashRoyale. 

Набор в команды мы производим ежегодно. Создаём форму, которую могут заполнить все желающие. После мы расформировываем всех по командам, если это командная дисциплина, и проводим турнир. Если ребята выигрывают турнир, то это не значит, что они попадут в сборную. Как правило, мы на этих турнирах просто наблюдаем за игроками и уже по своим предпочтениям собираем сборные. То есть мы смотрим на игроков, на их силу, разговариваем с ними, всегда слушаем их предпочтения: с кем они могли бы играть или есть ли у них свободное время. Вдруг человек зарегистрировался просто попробовать свои силы, а возможности играть у него нет. Также у нас есть костяки команд, которые помогают нам отбирать людей. 

Фото из архива NSTU.Gaming

— Как проходят тренировки? 

— Хоть нам уже два года, мы ещё совсем начинающая команда. Вузовский киберспорт в принципе ещё в самых зачатках развития. У нас пока нет графиков тренировок, всё строится на добром слове. Но мы всегда следим за личными тренировками ребят, за участием в промежуточных турнирах и их саморазвитием. 

Были случаи, когда мы нанимали тренеров в специальных киберспортивных школах на пару занятий. Ребята что-то усваивали там. 

Иногда мы договариваемся с киберспортивными клубами, чтобы нашим ребятам выделяли компьютеры на пять-шесть часов. Примерно такой тренировочный процесс у нас организован. Но мы стремимся к тому, чтобы создать свою комнату, где будут компы, чтобы ребята могли в любой момент прийти и потренироваться вместе, разобрать все моменты игры. И уже тогда мы сможем создать полноценное расписание тренировок. Всё будет посерьёзнее. 

— Ваш клуб взял первое место на ВКСЛ. Какие эмоции ты испытывал в этот момент? 

— На самом деле, ещё в октябре-ноябре, когда мы только собирали сборные, мы с ребятами понимали, что на данный момент у нас сборная одна из сильнейших по стране. Мы это понимали, потому что наш игрок Clash Royale стабильно занимал топ 100-150 Европы, игрок в HearthStone тоже стабильно находился в топ 200-300 Европы, ребята в Dota 2 у нас были очень сильными, с высоким MMR (прим. — Match making ranking, рейтинг). Они подавали надежды и мы видели, что они играют с мыслью и хотят побеждать. В CS:GO у нас ребята тоже были очень сильные и перспективные. 

Мы понимали, что именно в совокупности факторов, наша сборная не только в Новосибирске, но и на России может составить бешеную конкуренцию всем вузам. Даже если у нас отключится одна команда, то есть ещё четыре с хорошо натренированными игроками. И вот на этом мы выиграли финал. Мы не заняли все первые места, хоть и возможности были, но совокупность очков дала нам возможность выиграть. 

А насчёт эмоций, я был безмерно рад. Хоть и мне с этой победы досталось совсем малая часть, не в деньгах счастье. Мы за каких-то два-три года смогли организовать такую команду, которая составила конкуренцию всем вузам России. Самым сложным соперником был Тюменский государственный университет. И мы его тоже обыграли. В общем, это было незабываемо. Но было обидно за то, что мы не поехали в Москву на финал. Из-за пандемии всё проводилось в онлайне: через Discord, через веб-камеры и т.д. Всё это было очень муторно и неприятно. На самом деле, я бы выбрал съездить всей командой в Москву и занять второе место, попатсь на LAN, где всё происходит вживую, получить безумные эмоции. Но я не отказываюсь от того, что и так всё было прекрасно. 

— В каких ещё крупных турнирах участвовала команда НГТУ? 

— Сейчас у нас идёт турнир «Лига QUAZAR.GG», среди учащихся вузов, учащихся колледжей и школьников. Там мы принимаем участие и пока у нас всё идёт прекрасно. Мы стремимся к тому, чтобы взять первые места и на этом турнире. Но сейчас мы просто ждём новых турниров, чтобы участвовать и доказывать свою силу, выигрывать в дальнейшем. 

У нас есть игроки, которые участвуют не только в межвузовских турнирах и выигрывают их. Например, наш хартстоунер Никита Шестак. В Федерации компьютерного спорта России сейчас проходит серия турниров «Играем дома». Никита выиграл эти турниры и заработал 20 тысяч рублей. В Dota 2 у нас есть ребята, которые уже проявили себя и на semi-pro (прим. — полупрофессиональный уровень). Например, Юрий «discay» Саенков. Но пока у нас победа только на ВКСЛ. Мы ждём следующего сезона и будем стараться выигрывать всё, что возможно. 

— Как ты относишься к мнению, что компьютерные игры — это лишь развлечение? 

— Нейтрально, потому что у каждого человека должно быть своё мнение. Но я, конечно, его не разделяю. Компьютерные игры могут быть развлечением и, в большинстве своём, они являются именно развлечением. Они помогают людям отдохнуть от жизненной рутины. Но есть и отдельная страна от этого мира — киберспорт. Там люди действительно живут игрой и развиваются в ней, тратят кучу времени и сил, чтобы узнавать что-то новое. 

Фото из архива NSTU.Gaming

— Откуда берутся специалисты в киберспорте? Люди учатся этому сами или их обучают? 

— Ещё года четыре назад многие занимались только самообучением, самообразованием в этой сфере. Сейчас уже начинают появляться курсы от Федерации компьютерного спорта и от сторонних организаций. Главное — уметь их найти. 

— Можно ли зарабатывать на киберспорте на начальном этапе? 

— Мне кажется, что даже на pro-уровне очень мало команд, которые именно зарабатывают. Игроки на pro-уровне всегда зарабатывают, если находятся в команде, находятся на контрактах. А вот организациям приходится гораздо сложнее, потому что основной заработок всегда идёт с рекламных контрактов, взаимодействия со СМИ и т.д. Но никак не с турниров. Чтобы команду купили, она должна выигрывать почти все турниры, быть доминирующей. А на нашем, на любительском уровне, даже игроки не имеют возможности получать какие-то деньги с того, что они считают себя киберспортсменами. Нужно всегда заявлять о себе, нарабатывать связи, попадать в команды СНГ и уже там получать зарплату.

Организаторам точно так же нужно искать связи, постоянно развиваться в своём деле. И только потом, возможно, тебя начнут узнавать и приглашать куда-то работать. Время от времени появляются вакансии турнирных операторов и другие. Но я за три года работы в любительском киберспорте получил там смешные деньги. Я всегда работаю за идею, горю и надеюсь, что в будущем куда-то пробьюсь. Посмотрим, как будет дальше.  

— Какие игры приносят наибольший доход? 

— У каких игр больше аудитория, у таких игр больше денег. Есть мировые гиганты киберспорта, как Dota 2 и CS:GO, там всегда крутятся деньги. Там и организаторы, и игроки, и всё закулисье киберспорта получает больший доход, чем в остальных играх. 

— За игрой каких клубов ты следишь и почему? 

У меня мысли, как у типичного СНГ-болельщика. Я слежу, в основном, за Navi, Virtus.pro, ESPADA, всеми нашими СНГшными командами. Я слежу за их выступлением, потому что хочется, чтобы именно они были лучшими везде. Мне всегда приятно смотреть, как кто-то выигрывает. Мне приятно смотреть, как какие-нибудь Gambit Esports из Казахстана выигрывают Major, как AVANGAR занимают второе место на Major, проиграв только самым сильным соперникам. Я сам из Казахстана и для меня это своя теплота к соотечественникам, которые добиваются высот. Да и мне всегда нравится следить за тем, как какие-то команды занимают топ длительное время. То есть доминируют над всеми командами. Это были те же Astralis вот недавно в CS:GO. Но я обычно жду их поражения, чтобы посмотреть, что именно сможет «сломить эру». 

Фото из архива NSTU.Gaming

— Есть ли команды, на которые равняется клуб НГТУ? 

— Мы, скорее, просто подсматриваем у тех, кто покрупнее нас. Например, та же московская бауманка, Bauman Esports, у них очень хорошо развита сфера киберспорта. Мы стараемся соответствовать уровню. Но также мы пытаемся соответствовать и серьёзным киберспортивным организациям: Navi, Virtus Pro и другим. Мы недавно сделали редизайн, поменяли логотип на киберспортивный, агрессивный — птица феникс. Чтобы больше быть похожими на киберспортивный клуб, а не на кружок по интересам в вузе. Мы больше стараемся равняться именно на профессиональный киберспорт. 

— Кто из киберспортсменов тебя вдохновляет? 

— Всегда вдохновляют люди, которые благодаря тренировкам становятся лучшими в мире. Хотя есть игроки, как Саша s1mple, на которых ты смотришь и тебе кажется, что человек просто создан для этой игры и он без тренировок бы выигрывал всё и вся. Потому что у него будто мозги специально подстроены под то, чтобы полностью видеть игру. 

Мне всегда нравится смотреть, как какие-то любители выбиваются в верх. А к мастодонтам, крупным киберспортсменам, я всегда просто с уважением отношусь. 

— Как ты относишься к стримам?

— Крайне положительно. Сам часто зависаю на каких-то стримах, на Twitch. Наш хартстоунер Никита — это уже довольно крупный любительский стример с онлайном 200+ человек. Это очень небольшие цифры по меркам Twitch, но это очень большие цифры по меркам студенческого киберспорта. Никита стримит ежедневно. Человек отдаётся этому, мне приятно смотреть на это. Стримы — это такая же работа, как и всё остальное. Люди там так же устают очень сильно. 

— Какая разница между LAN-турниром и онлайн-турниром? 

— Могу только передать слова, которые я слышал от крупных киберспортсменов и своих друзей. Для всех по-разному. Кому-то гораздо легче сесть дома и отыграть на своём компьютере, на своих родных девайсах. Гораздо легче участвовать в турнирах, когда нет никакого давления. Но у кого-то, когда есть хоть какие-то зрители, появляется адреналин и желание выигрывать, чтобы все видели, какие они сильные игроки.

Лично я очень люблю атмосферу LAN-турниров, хоть я и не играю. Я всегда люблю находиться рядом с ребятами, поддерживать их, смотреть, как они играют. В онлайне это гораздо скучнее. 

— Какие у «Киберспортивного клуба НГТУ» планы на будущее? 

— Как минимум, сделать свой буткемп, чтобы ребята могли регулярно тренироваться вместе и создавать сборные по интересным дисциплинам, участвовать во всевозможных турнирах и стараться их выигрывать. Развить ребят, чтобы они могли соревноваться с настоящими киберспортсменами не только на вузовском уровне. И пока мы крупными шагами идём к этой цели и стараемся этого достичь. 

Фото из архива NSTU.Gaming

— Планируешь ли ты связывать свою жизнь с киберспортом? 

— На самом деле, моя жизнь уже крепко связана с киберспортом. Я ярый болельщик, люблю наблюдать за всем, что происходит в киберспорте и уже стараюсь работать в сфере киберспорта, искать какие-то связи. Но я не исключаю возможности работать по своей специальности программиста, если вдруг у меня не получится. Но если я смогу работать в сфере киберспорта, я буду очень рад. Любой человек, который любит свою работу, проживает жизнь с удовольствием. Поэтому хотелось бы работать именно там. В сфере, которая мне действительно по душе. 

— Что нужно, чтобы стать хорошим киберспортсменом? 

— Трудолюбие, безумная любовь к игре, желание развиваться ежедневно. Если это командный вид спорта, то ты должен уметь общаться с людьми на хороших тонах, уметь искать компромиссы и договариваться, тогда будет легче. И самое главное, как бы это ни было грустно, это только удача. Тебе всегда должно повезти, чтобы ты нашёл человека или контакты, которые приведут тебя в верхушку, в топ киберспорта. 

— Что ты можешь посоветовать начинающим игрокам?

— За три года через меня прошло очень много ребят. И с высоким уровнем игры, и со средним. И очень большая проблема в студенческом киберспорте — это слишком завышенная самооценка. Ребята сразу думают, что уже достойны каких-то огромных зарплат, огромных цифр и очень часто бывает, что они не выходят на контакт, потому что думают, что сами всё понимают. Я бы советовал быть попроще и тянуться к людям, тогда и они к тебе потянутся. Это чисто человеческий совет. А киберспортсменам — просто жить игрой, которую ты любишь.