Разорвать шаблоны

Студент факультета информационных технологий НГУ Илья Владыко запустил проект «Интегратор» для дополнительного образования школьников. Этот проект отличается тем, что он разрывает классические представления об образовании, делает знания доступнее и ориентируется на каждого ученика индивидуально.  Уже на первом этапе Илья сформировал свою команду и подключил школы для сотрудничества. Организатор «Интегратора» поделился с UU, как запустить свой проект, зачем нужно дополнительное образование, и как применять свои знания. 

Иллюстрация: Лиза Койнова

Что такое дополнительное образование?

Дополнительное образование — это то, что позволяет ученику утолить потребность в познании и творчестве, реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. По данным минпросвещения России на 2019 год доля детей, которая учится на дополнительном образовании в возрасте от пяти до восемнадцати лет, составляет 75%.

Однажды Илья задумался: «А что я смогу дать этому миру?», и осознал, что это преподавание. Он умеет хорошо объяснять материал и получает от этого удовольствие. 

«Это было мероприятие “Хакатон”, проводился он ещё весной этого года под названием “Про добро”, и мне удалось там познакомиться с потрясающей женщиной — Колесниковой Татьяной Андреевной, заместителем директора по внеучебной работе. Она собирает команды и тем самым помогает в реализации проектов. После мероприятия мы встретились с ней, она рассказала про школы, где есть определённые проблемы с преподавателями и учениками. 

Цель школы — воспитать ребёнка таким образом, чтобы, во-первых, он заинтересовался в том, чем он занимается, а во-вторых, осознавал своё будущее призвание. Я обсудил с ней мои идеи, она их одобрила, мы начали собирать команду. Татьяна Андреевна возила меня по директорам, и такими темпами набралось три-четыре школы».

Илье легче найти команду в своем родном вузе — НГУ, но и ребята из других университетов могут принять участие в проекте. На идеи отозвалось уже порядка десяти человек. Сам Илья берёт на себя роль «модератора», несмотря на желание быть педагогом.

«Я довольно много общался с ребятами, чтобы понять, есть ли у них желание и понимание того, чем они будут заниматься. Потом прошёл этот координационный период, когда мы просто пообщались и поняли, кто что хочет делать, записали свои дальнейшие планы. Процесс формирования команды заключался не только в наборе, но и в систематизации своих идей и планов. В основном студенты с физического факультета и факультета информационных технологий. Я связывался со студенткой из университетского издания “Вода”, собственно, появился гуманитарный институт с направлением журналистики. Хотели присоединиться биологи и химики, но пока в этом семестре у них это не получилось. Да, в этом проекте представлено большое количество направлений, и с этим очень сложно работать, потому что есть потребность в профессиональной ориентации школьников».

Иллюстрация: Лиза Койнова

Зачем это нужно?

Главная задача дополнительного образования — реализация врожденных и приобретение новых способностей детей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить.

Есть дети, которые стремятся к новым знаниям. Есть студенты, которые обладают подвижностью и социальной мобильностью с определёнными знаниями. Есть среда, которая сейчас наполняется различными ресурсами от технологических до коммуникационных. Всё должно быть объединено в одну систему.

«Знания институтов должны быть интегрированы в университеты, а знания университетов должны быть интегрированы в школы. Существует потребность в актуализации знаний, чтобы они находили воплощение в реальной жизни. И так как есть потребность, значит этого и не хватает сейчас. Собственно, цель “Интегратора” – дать понять, какие знания получать, и как их применить. Студенты берут для себя группу школьников, которые хотят чему-то научиться, или их родители хотят, чтобы их дети чему-то научились. Куратор, или же преподаватель, даёт им определённые знания, после чего они готовят совместный своего рода проект, чтобы дети понимали, что их идея имеет реализацию. Студент должен наставлять ребят, чтобы они ответили на определённые вопросы и пришли к общему логическому выводу».

В современном обществе всё устроено довольно сложно, и чтобы в нём жить, нужно понимать его строение. Поэтому есть необходимость развиваться. Также Илья считает, что нужно сделать школы необязательными.

«Я вижу, когда человека либо учителя заставляют учиться, либо он сам себя заставляет учиться и не понимает, что ему нужно от этого. Я вижу выход их этой ситуации в дополнительном образовании, потому что раз человека всё равно заставляют, то пускай он хотя бы поймёт с помощью дополнительного образования, что ему интересно. Это достаточно свободная отрасль, тут нет никаких государственных стандартов и ничего регулирующего, т.е. всё зависит только от ученика или учителя. Открывается широкое поле возможностей, где ты можешь реально научиться тому, что тебе интересно. Когда ты загружен такими основными вещами, как учёба и в целом образование, то возникает вопрос: “А надо ли оно вообще?”, и дополнительной образование даёт на это ответ. Официальное образование не может ответить на этот вопрос, к сожалению».

Иллюстрация: Лиза Койнова

Будущее дополнительного образования

Будущее дополнительного образования можно охарактеризовать оттачиванием навыков с балансом между школьным обучением и самообразованием, между заучиванием и комфортным обучением. Дополнительное образование должно быть более доступным, чем сейчас, так как сегодня есть две проблемы: затраты на обучение или его ограниченность.

Душа Ильи больше лежит к преподаванию, поэтому он планирует отдать свой проект в грамотные руки координатора, а сам бы стал преподавать так же, как его однокурсники. Благодаря проекту он заметил потребность у школьников и студентов, а если у людей есть потребность — нужно дать им возможность.

Как запустить собственный проект?

Хороший организатор должен грамотно планировать деятельность, понимать, какие шаги нужно сделать для того, чтобы достичь цели. Ему стоит работать по проблеме, задаче и алгоритму, понимать, как организовать себя и свою команду, как делегировать обязанности, а также уметь развиваться.

«Мы отличаемся от роботов тем, что мы умеем развиваться дальше заданного рабочего алгоритма. Если организатор создаёт условия, в которых команда не развивается, то ей будет неинтересно работать дальше, она будет чувствовать внутреннее выгорание от нереализованных целей и планов. Также стоит уметь решать конфликты и налаживать конструктивный диалог между управленцем и сотрудником».

Чтобы запустить собственный проект, необходимо чёткое представление о его идее. Идея должна быть воодушевляющей, что важно для аудитории. Нужна эмоция, чтобы люди отреагировали, заметили проект. Аудитория проекта должна быть узкой и осязаемой. Также стоит делать то, что нравится, и тогда появится больше усилий, импровизировать и творчески решать проблемы. Проект будет частью жизни, что позволит добиться высоких результатов.