Комиксы: наследие
Комиксы — неотъемлемая часть тех, кто верит в суперспособности и ожидает появления супергероев. Со временем потребность в комиксах снижается, а популярность экранизаций растёт. Основатель магазина комиксов «Секретная Галактика» Павел Сидоров рассказал UU о популярности графических романов, как они связаны с экранизациями, и почему прекратились одиночные выпуски журналов в России.
Предыстория
В 1938 году появился первый комикс компании DC о Супермене. Количество его экранизаций сравнимо с легендой о Бэтмене, которая появилась от DC в то же время. Из-за пика популярности из сюжетов про двух супергероев выжимали всё, что могли. Это время было примечательно выходом на первые позиции компании Marvel, которая запатентовала Человека-паука, Халка и Железного человека, и получила права на персонажей из других серий комиксов. Продажа комиксов активно развивалась. Павел рассказал о появлении своего магазина в те времена, когда комиксы в России были в дефиците.
«Мы работаем уже семь с половиной лет, мы открылись ещё тогда, когда индустрия комиксов в Россию ещё толком не пришла. Было несколько издательств, которые выпускали по одному комиксу раз в некоторое время, и тогда каждый графический роман был сам по себе событием. Сейчас публика приелась и покупает очень выборочно. Наши продажи стали падать с того момента, когда комиксы начали продаваться везде — во всех книжных магазинах и на сайтах интернет-гигантов розничной торговли».
Раньше печатались только комиксы, поэтому спрос на них был намного выше, чем сейчас. Позже появились экранизации, которые стали удобным способом погружения в мир супергероев. Лишь фанаты открывали первоисточники. Европейцы относятся к комиксам, как к настоящим произведением искусства. Их рисуют месяцами, некоторые годами. Они бывают как большими, так и небольшого размера. Что касается комиксов в России, то две главные компании Marvel и DC пользуются спросом и привлекают покупателей своими историями и разнообразием героев.
«Marvel и DC — наши флагманы, но каждый магазин комиксов в праве сам выбирать, на что ставить свой акцент. На мой взгляд, без Marvel и DC ничего бы не существовало. Меньше всего покупают комиксы неизвестных издательств от неизвестных авторов, по которым не сняты фильмы, или они не раскручены в интернете с помощью блогеров, или не содержат актуальных инфоповодов». Но это не значит, что эти комиксы плохие, просто посетитель магазина может не обратить на них внимания, если ему не рассказать о достоинствах подобных произведений. Например, малоизвестных новосибирских авторов сложно продать, если не акцентировать на них внимание.
Связь с экранизациями
Фанаты узнают подробности следующих частей фильмов о супергероях и обращаются к первоисточникам, строят теории и догадки. Фильм «Мстители: Война бесконечности» основан на комиксе «Перчатка Бесконечности». В сюжетной линии комикса сумасшедший Титан Танос собирает шесть камней бесконечности, чтобы создать всемогущую перчатку. В ходе изучения комикса раскрываются детали, по которым становится понятна концовка последней саги «Мстителей».
«Экранизации бывают разные. Есть “Город грехов”, “300 спартанцев” и “Хранители”, которые сняты практически кадр в кадр по первоисточнику — потому что изначальный комикс сам по себе очень кинематографичный. Но бывают примеры, когда комикс не поддается переложению на экран и его сюжет сильно изменяют. Например, сериал “Пацаны” в первоисточнике комикса настолько вульгарный и жестокий, что не смог бы пробиться на телеэкран к широкой аудитории, которую хотели охватить создатели сериала, поэтому они значительно изменили события истории».
Также это может быть связано с потребностью к чему-то новому. Заядлым поклонникам комиксов вряд-ли будет интересно смотреть в кино ту же историю, переписанную на бумаге десятками писателей. Всё зависит от цели режиссера — он может захотеть взять из комикса лишь идею, а не сюжет.
О книжных изданиях
Помимо малостраничных комиксов существуют полноценные книги. Книга может быть как сборником историй о разных персонажах, так и рассказом об одном супергерое.
«Сборники очень приятно держать в руках, их печатают на высококачественной глянцевой бумаге с примечаниями и дополнениями, — рассказывает Павел.— Издания в переплёте красиво смотрятся на полке, из них можно собирать коллекции, так как многие комиксы выходят в виде серий и состоят из нескольких томов». Кроме того, некоторые комиксы выходят в подарочных изданиях в увеличенном формате в твердом переплете. Такие издания обычно содержат всю серию целиком или какой-то знаковый культовый сюжет.
Об одиночных выпусках
Комиксы — память о детстве. Мы обсуждали повороты событий, коллекционировали плакаты и обклеивали ими стены. В наше время редко встретишь людей, которые решаются продать свою коллекцию. Уже не те времена, когда можно было прийти в любой киоск и купить новый выпуск журнала. Такие комиксы — антиквариаты.
Комиксы в формате одиночных выпусков в России практически не выходят: «Несмотря на то, что они дешевле сборников, они почему-то не прижились в нашей стране, а в США, на родине комиксов, они всё ещё являются основным стандартом выпуска ежемесячных серий. То есть комикс, как правило, сначала выходит в синглах (одиночных журнальных выпусках на 20-24 стр.), а потом перевыпускается в сборнике в мягком или твердом переплете, который содержит один сюжет из пять-шесть таких синглов».
Сейчас в России комиксы чаще всего выходят сразу сборниками, а одиночными номерами выходят в основном короткие законченные истории или серии из ограниченного количества номеров, потому что спрос на такие номера быстро пропадает.
Про индустрию
При просмотре кинокомиксов можно заметить, что нет ни одной истории, схожей с первоначальной задумкой писателя. Продюсеры и режиссёры вносят собственные коррективы, но остаётся неизменным сам супергерой: его позиция и отношение к миру, сторона добра или зла. Настоящие фанаты не всегда принимают новую историю супергероя, отличающуюся от классической.
«Кино и комиксы дополняют друг друга. В фильмах и сериалах, на самом деле, не так много фантастики, особенно необычной или интеллектуальной, поэтому зритель, вдохновленный фантастическим фильмом, если копнет глубже, откроет для себя мир книг и комиксов, где намного больше поля для творческой фантазии и свободы в жанре фантастики».
Сейчас выпускают больше кинокартин. Люди, которые увлекаются комиксами и фантастикой уже стали субкультурой, поэтому их единомышленники объединяются в фан-клубы. В них собираются фанаты супергероев и устраивают различные мероприятия, на которых сравниваются фильмы и комиксы.
Популярность комиксов
Сервис объявлений «Авито» выяснил, что с начала 2019 года продажи печатных комиксов выросли 31,8%. Россияне стали массово покупать комиксы после заявления министра культуры об их убожестве:
«Я вообще плохо отношусь к комиксам — это как жевательная резинка, это не еда. Комикс ориентирован на ребенка, который только учится читать, но взрослому человеку читать комиксы мне кажется убожеством»
— Владимир Мединский, министр культуры РФ.
Из-за таких грубых высказываний в сторону комиксов фанаты выразили протест, который сказался на увеличение продаж. При этом продажи увеличились в крупных городах, по стране они выросли на 64%.
Комиксы — не забава для детей. Такие произведения пишутся словно индивидуально под каждого читателя, в отличие от классических книг, где к тому же иллюстрации сводятся к нулю. Графические романы может читать как ребёнок, так и взрослый человек.
«Люди покупают комиксы в возрасте от десяти до сорока лет. Есть коллекционеры и более старшего возраста, но наш основной контингент — это молодёжь, то есть школьники и студенты».
Комиксам уступают многие произведения современных писателей. В комиксах нет определённого уровня для понимания сюжета, а разговоры персонажей о ядерной физике или расщеплений молекул на атомы не требуют специальных знаний.
«Комикс является таким же самодостаточным художественным произведением, как книга, фильм или сериал, — рассказывает Павел. — Всё зависит от автора и его вклада в собственное произведение. Есть чисто развлекательные комиксы, есть интеллектуальные, есть исторические и познавательные, есть комиксы для детей, подростков и взрослых, для тех, кто ищет себя или ищет что-то необычное». Индустрия развивается в сторону более авторских проектов — сейчас выпустить собственное произведение может любой желающий, поэтому в индустрии комиксов стало больше интересных голосов. Так и будет развиваться индустрия — чем больше она становится доступной, тем больше появляется талантов, необычных идей, порой весьма революционных.
Смысл комиксов
Комиксы для каждого человека имеют разное значение: для одних — это повод вспомнить детство, для других — это произведение искусства. Киностудии Marvel и DC, видеоигры и фан-встречи ориентируются на комиксы, и хоть старый вариант изжил себя, он реализовывается в других современных форматах.
«Всё зависит от цели автора. Авторы вроде Алана Мура, Нила Геймана или Гранта Моррисона используют комиксы как уникальный формат и возможность рассказать что-то новое, необычное и осмысленное, то есть то, чего никогда не было в кино или литературе. Но есть и простые развлекательные серии, которые читаешь, словно смотришь сериал». Многие авторы используют формат комикса потому что им так проще выразить свою творческую мысль. Детям тоже полезно читать комиксы чтобы развивать тягу к чтению. Главное — это начать с правильного комикса.