Экзистенциализм, стройматериалы и искусство

Художник может крыться в каждом из нас, вне зависимости от профессии или возраста. Пространство «Арт Ель» тому доказательство. 1 февраля в зале «Арт Ель» открылась выставка «Дизамбиг», в экспозицию которой входят скульптуры художника Алексея Болтунова.

Художний Алексей Болтунов. Фото: Лиза Койнова

В этот раз полноформатное открытие не состоялось из-за пандемии, но минималистичные и очень неоднозначные объекты всё равно не остались без внимания. За десять минут до начала в зале не было ни души. Я уже начала думать, что гости не придут. Но тут же в пространство начали непрерывно заходить люди. Каждый держал наготове телефон или фотоаппарат. И вот уже зрители ходят туда-сюда, внимательно рассматривая экспонаты.

Скульптуры приковывают к себе внимание. Чего здесь только не увидишь: бетонные фигуры, букет из цветов с ножами и даже икона на материнской плате. Есть и «актуалочка» — тянущиеся друг к другу руки в перчатках. Конечно, тут не трудно разглядеть всеми любимую отсылку на фреску «Сотворение Адама». Хотя преобладает в работах цветовая гамма, свойственная авангарду — черный, белый, красный. Любимчиком посетителей стала ярко-красная пружинная кровать в центре зала, над которой под звуки колыбели крутились банки из-под энергетиков и таблетки (неотъемлемая часть нашей жизни, не правда ли?). В какой-то момент к экспонату выстроилась очередь – на ней можно было полежать и сфотографироваться. 

Фото: Лиза Койнова

Всё это время чуть позади «главного экспоната» стоял сам автор выставки — Алексей Болтунов. На открытии Алексей с удовольствием беседовал с гостями, отвечал на их вопросы и спрашивал об их впечатлениях. Интереснее всего ему было слушать догадки посетителей о смысле его работ: «Сначала я проект реализую, а потом смотрю и начинаю думать, почему у меня этот визуал в голове появился. Это диалог с самим собой. Я наравне со зрителем в этот момент. Вижу самые разные смыслы». Неоднозначная трактовка — вот отличительная черта современного искусства. Но почему технарь занялся «типично гуманитарным занятием»? На первый взгляд в объектах трудно разглядеть какой-то смысл, но главный мотив, который прослеживается во всех работах — это трудности, с которыми сталкиваются миллениалы. «Что такое мир», «что такое религия», «что МЫ такое» — вот вопросы, волнующие автора и тысячи других людей. Здесь и размышления о балансе между работой и жизнью, и проблема уходящего времени. Наш мир бежит в сумасшедшем темпе, и чего стоит ему соответствовать?

На дальней стене зала мы можем увидеть работу под названием Generation Why, что так созвучно с «Поколением Y», в котором родился и сам художник. В работах нет никаких зашифрованных «готовых» смыслов. Мы не должны угадывать, что именно хотел сказать автор, это ведь не урок литературы. «Я ни в коем случае не вкладываю никакое послание людям, никакое утверждение. Я не считаю себя мессией, не считаю себя вправе навязать что-то. Я наоборот пытаюсь поставить вопрос. Как говорится, в споре рождается истина. У медали две стороны. Мне интересна не статика, а динамика, полемика вокруг какого-то вопроса. Поэтому моя выставка называется «Дизамбиг», то есть неоднозначность. Я хочу, чтобы зритель понимал, что на всё можно посмотреть под разным углом». Алексей поделился с нами личной историей о том, как его бабушка посетила выставку: «Она сказала мне, что многие работы не поняла, но поняла одну работу и хотела уточнить, правильно ли. Я очень удивился, когда она сказала, что имеет ввиду рамы с холстами, выжженными изнутри. Бабушка спросила: «Это ведь о распаде СССР?». И я остановился на секунду и сказал, что да, это так. И в этом вся красота. Вы думаете, что художник пришёл показать вам картины, но на самом деле наоборот, вы пришли в галерею показать ему картины».

Фото: Лиза Койнова

Алексей Болтунов — айтишник, родился в Новосибирске и полюбил искусство. «Когда работал, я много ездил по командировкам, походы в музей стали способом познакомиться с городом. Я стал часто сталкиваться с современным искусством, оно было непонятно для меня, но всё равно завораживало. Я не мог объяснить, чем оно мне так нравится». Во время одной такой командировки в Нидерландах случилась почти судьбоносная встреча, где наш герой познакомился с творчеством конструктивистов-авангардистов, один из которых — Эль Лисицкий. Сам Алексей признаётся, что влияние этих художников можно проследить и в работах на выставке. «Тогда у меня открылись глаза, что всё это непонятное искусство нужно рассматривать в контексте времени и событий, которые проживали художники. На той выставке была представлена интересная идея, что конструктивисты, используя такие цвета и геометрические формы, пытались найти баланс на холсте, которого им не хватало после всех потрясений. Мне захотелось построить для себя внутренний баланс. Эта работа «Generation Why» —  тоже некий оммаж Элю Лисицкому».

Для создания работ Алексей Болтунов использует самые разные материалы, в ход может пойти всё что угодно. «Мой любимый магазин — это Колорлон и это не спонсорство! Мой любимый материал — предметы обихода. Предметы, с которыми мы сталкиваемся каждый день, наиболее выразительны и несут больший смысл для нас. Я захожу в строительный магазин за вдохновением. Так как я не занимался особо никогда отделкой, строительством, это всё кажется мне каким-то волшебным. Всё что я вижу, я люблю», — говорит художник с горящими глазами. Но у всех экспонатов есть одна общая черта. Все они объемные и осязаемые. «Я работаю в айти и результат моей работы — это софт. Я не могу это потрогать. Как говорил Маркс, растёт дистанция между продуктом и производителем. Мы больше не держим в руках то, что производим, и это может нас изнутри съедать. Мне просто радостно, что я могу держать объекты своего труда в своих руках. Я не профессионал, занимаюсь этим в свободное время. Мне не нужно думать, что для меня искусство. Наверное, это досуг, хобби, которое вышло из-под контроля. Плюс, это терапия. Я смотрю на себя со стороны».

Фото: Лиза Койнова

Выставка «Дизамбиг» стала дебютной для Алексея. Интересно, что в его работах можно найти множество отсылок, которые не понять, не обладая конкретными знаниями. Например, техно-икона, прямой символ кибернизации искусства, носит непонятное название ED7BA470. Но если загуглить, поисковик выдаст нам статью о «режиме бога» в Windows. Не знаете, что это? Вот и я не знала раньше. А картина из полномочия чёрного пазла в богатой раме отсылает нас на викторианские идеалы искусства.

Наш мир очень неоднородный и многогранный, и это так прекрасно, когда люди, смотря на один и тот же объект, трактуют его по-своему. Развивается воображение и появляется понимание, что нас окружает. Даже самая маленькая выставка — это настоящее путешествие в мир и в себя.