«Телефон, комар и ракушки»: история городской хандры

Истории рассказывались разные: были такие, что хочется отправиться в путешествие на машине времени, такие, что решаешь отречься от старых принципов и жить по-новому, а еще такие, что начинаешь мечтать о несбыточном и глубоком чувстве. Но постановка не об этом. Она о том… ну вот смотришь на сцену, и хочется обхватить себя руками и сказать: «Жизненно!»

30 января в театре-студии «МаскаРад» состоялся премьерный показ спектакля по мотивам одноименной пьесы Евгения Гришковца «Город». Он от том, как страшно потеряться в своих мыслях. Ты вроде жил, работал, даже с семьёй общался, а потом вдруг — пуф — и весь смысл вышел. И даже никакого решительного события не произошло. Ты просто изменился для мира. Или мир для тебя… да и это не важно, ведь раньше всё было по-другому, как-то цветнее и живее, потому что раньше ты мог чувствовать… 

Новосибирск продолжает удивлять тем, какой здесь живет талантливый и отважный народ, не боящийся показаться неловким, смешным, потому что в этих двух категориях заключается вся правда жизни. Мы часто не можем понять себя, когда достигаем определенного неопределенного возраста: у нас уже может быть семья, прибыльная и интересная работа, хорошие друзья, но в этом всем мало смысла. Все давным-давно не ново, приелось, покрылось серостью будней. Как отметил художественный руководитель театра-студии Леонид Твердяков, пьеса попалась на глаза еще год назад, но из-за пандемии, зародившуюся идею спектакля о Сергее и Татьяне Басиных пришлось отложить. В первые же дни января актеры приступили к репетициям, чтобы вступить в новый год с премьерой.

Фото: София Разникова

Что же касается спектакля «Город/Разговоры» про нас, он про жизнь, про город, который мы все знаем, хотя никогда там не были. Это история о Сергее, который совершенно запутался в телефонных проводах, в записных книжках, в словах. Проснувшись однажды он ощутил, что слова больше не передают истинный смысл его мыслей, и что сказанное совсем не подходит под то, что он когда-либо думал. Перед нами человек, ссорящийся с женой по пустякам, не всерьез воспринимающий материальность мира, человек, собирающийся уехать, «не куда-то, а откуда-то, то есть отсюда». Никто не понимает его тонкого состояния, ранимого и оголенного, и жена с отцом, и друг Максим пытаются заземлить, то и дело переходя на разговор о собственных играх на душевных струнах, а ему надо «совершить перемещение» из одного пространства в другое «без всякой причины» —  тогда будет жизнь, вернутся чувства, вкус, окружение наберется вещественности и снова будет беспокоить и казаться значимым. А пока — сколько не пытайся вести дневник, не обрывай трубки, не пей настойки, не гоняйся за комаром — все без толку.

Фото: София Разникова

Взять все да бросить, уехать. Ведь это же правильно — быть одному. «Только так, чтобы изначально одному, совсем», не зная ее, потому что сейчас куда же он без Татьяны, способной радоваться занавесочкам, вкусу винограда… Правильно сказал Гришковец в своей пьесе, что «женщины не так устроены. Лучше. Лучше — и все», ведь даже главными на площадке спектакля оказались женщины. Знакомьтесь, режиссер Кристина Ганькина. Благодаря ее решению, обусловленным также и временем подготовки спектакля, и коллективом, Татьяна на сцене представлена сразу несколькими актрисами, как и Максим — друг главного героя. «Сейчас я задумываюсь, могла ли я сделать по-другому, и мой ответ — нет, — отвечает Кристина, отстаивая свое художественное творение. — Каждая актриса вносит свое отношение, свое видение персонажа, и он идет по ветке развития, точно отличной, если бы это делала одна актриса». Отдельного реверанса достойна хореограф Юлия Крюкова — ее усилиями постановка пополнилась современными танцами и аргентинским танго. Отметим художника по костюмам Ольгу Кошникович, сумевшую окунуть зрителей не в конкретную временную и городскую среду, а в атмосферу того мира, где всякому хотелось бы оказаться, и ответственную за реквизит Ирину Ашуркову, которая стала одной из личностей Татьяны.

Спектакль, полный изюминок «МаскаРада», порадует каждого, потому что эти студийцы знают цену семейной комедии. Если подумаете, что ничего в жизни Сергея и Татьяны забавного нет, что ж — дело ваше. В конце марта театр-студия собирается повторить свой успех и приглашает всех разделить с актерами один уютный вечерок.