Так звучит барокко: фестиваль Musica Integral

15 февраля состоялось первое мероприятие фестиваля Musica Integral 2021 – тайный концерт «Барочные истории». Более ста человек пришли послушать концерты Баха, Вивальди и произведения ранней музыки, исполненные музыкантами-любителями вместе с ансамблем Insula Magica. 

Фото предоставили организаторы фестиваля

Формат первого мероприятия всех удивил. Было объявлено, что концерт тайный, о месте проведения известно лишь то, что это недалеко от станции метро Октябрьская. Как потом призналась организатор фестиваля Ольга Новолоцкая, тайный концерт и регистрация на него были вынужденным решением. Ведь из-за коронавируса нельзя было принять больше пятидесяти человек, однако к 15 февраля ситуация изменилась.

И вот, за день до концерта приходит письмо с текстом: «Здравствуйте, уважаемые слушатели! Завтра в 18:30 концерт пройдет в ГПНТБ, Государственной публичной научно-технической библиотеке, на втором этаже». Это крупнейшая в России библиотека за Уралом, как позже выяснилось, с прекрасной акустикой. А главное, что каждый горожанин знает туда дорогу.

Наконец, долгожданный день настал. Часы показывают 18:10, на первом этаже библиотеки начинают собираться люди. У входа их встречает милая женщина. Она предлагает взять программу концерта. У всех в головах мысль о том, сколько же это стоит. И тут она говорит: «Программка за любую сумму». Кто-то отдавал по 15, по 100 рублей, кто-то не платил ничего. Но все были рады, что такое мероприятие доступно людям с любым доходом. 

Бесплатное посещение Ольга Новолоцкая объясняет так:

«Сама идея в том, что проект как раз социальный, некоммерческий. Он создан для того, чтобы люди могли послушать музыку бесплатно. Поскольку мы любители, и можем позволить себе такую роскошь, как играть бесплатно. Ведь все работают на своих работах. Например, я преподаю английский, кто-то из нас бухгалтер, авиамеханик, геолог. Соответственно, зрители могут прийти, послушать нас абсолютно свободно, не думая о том, сколько нужно за этот концерт заплатить».

Людей с каждой минутой становится всё больше и больше. Оставив одежду в гардеробе, зрители с нетерпением хотят уже попасть на второй этаж и насладиться музыкой. Тем более оркестр готовится, и оттуда доносятся звуки скрипок. Мужчина на входе просит подождать ещё пару минут. И, наконец, он сообщает: «Музыканты настроились. Пожалуйста, проходите!»

Фото предоставили организаторы фестиваля

Поднявшись по широкой лестнице, люди оказываются в просторном светлом помещении, где были расставлены мягкие стулья для зрителей и музыкантов. Все спокойно выбирают себе место, чтобы было слышно и видно музыкантов. Одну женщину встречает мужчина из оркестра, она желает ему удачного выступления. Здесь многие пришли для того, чтобы поддержать своих родственников и знакомых. Ведь большинство музыкантов выходят выступать перед публикой не так часто, это не основная их деятельность. А в таких случаях очень важна поддержка близких. Есть в зале и люди, которые пришли просто насладиться барочной музыкой или услышать что-то новое, познакомить с таким звучанием младшее поколение. Девушки и юноши, женщины и мужчины, пожилые люди и дети. Всех их объединяет одно — интерес и любовь к музыке.

Ведущий напоминает о необходимости соблюдения масочного режима. И в то же время в зале замирает абсолютная, по настоящему библиотечная тишина. Вся сотня зрителей будто боится разрушить эту атмосферу спокойного ожидания. Слышен лишь тихий шёпот женщины, которая вспоминает, что она уже «была здесь на фестивале». А пара людей беседует о том, что «нужно записаться в библиотеку». 

Минуты ожидания подходят к концу, зрители прерывают тишину в приветствуют оркестр громкими аплодисментами. Программу открывает концерт для двух альтов с оркестром соль мажор Г. Ф. Телемана. Солируют артистка оркестра НОВАТ, Владислава Маркова, и научный сотрудник Института геологии и минералогии СО РАН, Елена Васюкова. В глазах людей читается восхищение такой профессиональной игрой. Однако Владислава Маркова считает, что «технически даже уровня музыкальной школы достаточно. Однако тут важен не только сам уровень, но и желание развиваться дальше».

Во втором номере концерт для клавира с оркестром ре минор BWV 1052 И. С. Баха к звучанию смычковых инструментов добавляется звонкий клавесин. На нём играет Анна Недоспасова, лауреат международных конкурсов, солистка Ансамбля Insula Magica. Зрители оценивают это блестящее исполнение громкими аплодисментами.

Фото предоставили организаторы фестиваля

Следующие две мелодии исполняет Ансамбль ранней музыки Insula Magica. Звучит «Бергамаска» М. Учеллини. Клавесин и флейта сливаются в едином звучании, что погружает всех в атмосферу музыки барокко. Аутентичности выступлению добавляют костюмы и игра на скрипке не только смычком, но и пальцем. Для другой мелодии заслуженный артист России Аркадий Бурханов, который играл на флейте, сменяет её на старинный щипковый инструмент. К ансамблю присоединяется Виктор Гарагуля. Он играет на ударном инструменте — этнической перкуссии. Звучит «Чакона» И. Капсбергера. Не каждый слышал где-то раньше такую музыку, поэтому выступление ансамбля вызывает у зрителей восторг.

На сцену выходит сводный ансамбль фестиваля Musica Integral для исполнения фантазии «Three parts on a ground» Г. Пёрселла. Пять девушек поражают зрителей чувственным исполнением, их благодарят громкими аплодисментами и криками «браво».

«Браво! Браво!» — так зал реагирует и на следующее выступление оркестра с увертюрой «Олимпиада» Дж. Перголези. Солирует снова Владислава Маркова. Видимо, исполнение лауреата международных конкурсов уже успело полюбиться зрителям.

Но всё же любимым моментом программы для зрителей становятся концерты из цикла L’estro Armonico А. Вивальди. Лауреат международных конкурсов Анна Купцова, солирует сначала с индивидуальным предпринимателем Еленой Ярославцевой, а потом с уже известной всем Владиславой Марковой и студенткой магистратуры мехмата НГУ Евгенией Канаевой. Это выступление отмечают и зрители в зале, и те, кто смотрят концерт онлайн. Видимо такого успеха удалось достичь с помощью множества репетиций. Ольга Новолоцкая позже пояснила: «Репетиции — очень сложный процесс. Но любители могут позволить себе и такую роскошь — долго готовиться к концерту. Например, для нас вполне нормальным является изучение произведения за полгода. Профессионалы перед концертом иногда имеют всего одну или две репетиции. А мы можем учить довольно долго и практически наизусть, слушать разные варианты исполнения какого-то произведения, которое нам нравится. Так получилось с концертами Вивальди и с концертом Баха, которые мы уже играли раньше и очень долго учили. И в этот раз у нас появилась возможность сыграть уже известные нам произведения, но в новом звучании».

Фото предоставили организаторы фестиваля

И вдруг, после этой феерии люди узнают, что следующее выступление будет последним. Первый день завершают произведения Дж. Люлли «Марш для турецкой церемонии» и «Песня скоморохов». После чего ведущий представляет отдельно каждого участника оркестра, уделяя особое внимание профессиям. Ведь в этом и есть особенность фестиваля — здесь на одной сцене играют эксперт авиационных грузоперевозок, преподаватель, дизайнер, инженер, бизнес-тренер, бухгалтер, аналитик, операционный менеджер, научный сотрудник, индивидуальный предприниматель, студенты различных факультетов и профессионалы, лауреаты международных конкурсов, заслуженные артисты России.

По словам организатора фестиваля, все эти люди обычно находят друг друга «в любительских музыкальных коллективах в вузах. Хорошая традиция собираться вместе есть и в НГУ в клубе «Живая музыка, и в НГТУ, там есть «Ансамбль скрипачей НГТУ», «Джаз оркестр НГТУ». Туда приходят музыканты, которые не хотят бросать музыку, даже если у них есть какая-то другая профессия».

Ольга Новолоцкая также определила перспективы фестиваля: «Конечно, хочется продолжать фестиваль, чтобы раз в год такое мероприятие существовало. Потому что все любители его очень ждут, ведь каждый раз это скачок на новый уровень».

Скрипки, клавесин, этническая перкуссия и флейта – звуки этих инструментов уже успели завоевать сердца зрителей. А это было только открытие фестиваля. Много интересного ждёт нас и дальше. На всю неделю была составлена насыщенная программа из онлайн-лекций и концертов. Сегодня — последний день, когда вы можете погрузиться в атмосферу музыки и свободы. Подробнее о расписании фестиваля — в официальной группе Musica Integral