Онегин. Наше время

Представьте, что вам выпадает шанс один на миллион. Вы можете заглянуть за ширму всемирно известных текстов и посмотреть на чувства и страсти, искренность и заблуждения классических персонажей. Вы зазубрили их еще на школьной скамье, но специально для вас они готовы прожить свою жизнь без фальши, не прячась за балами, веерами и лорнетами. На ваш суд — «Онегин» — бессмертное произведение Александра Пушкина в исполнении труппы «Красного факела».

Мы так привыкли видеть Александра Сергеевича Пушкина в ореоле святости, наблюдать ниспадающую с плеч мантию вечности, незыблемости его наследия, что иначе мы и жить не можем. Слово, бесконечно значимое для нас, выведенное когда-то пером, стало законом. Любое слово. Исковеркать, испортить смысл его произведений… Наверное, тот человек разом лишится души, подвергнется смертной казне.

Но следовать строгому плану раз за разом надоест, повторение наскучит после первого дубля, а духовные силы попросятся в пляс, показать другим великие творения. Со временем начнешь искать лазейки, обходящие непоколебимость закона.

Фото: театр «Красный факел»

В театре «Красный факел» 2012 года состоялась премьера спектакля «Онегин». Эта постановка — показательный пример как можно перестать строго следовать канонам, которые диктует эпоха и текст. Тимофей Кулябин в кресле режиссера-постановщика переписал мир Онегина и семьи Лариных. Он полностью избавил героев от временных предрассудков, оставив лишь их голые нервы, обостренные и притом упрощенные линии действий. Через хореографию Артура Ощепкова, муку, нехитрые костюмы и декорации в серой коробке сцены, через монологи, состоящие из строк Пушкина, а порой через молчание, под невероятную игру света, мы видим Онегина обновленного. Без исконно режиссерского почерка не обошлось: роман прибавил в возрасте, добравшись до категории 18+. Не следует во всем винить постановщика. Благодаря новому взгляду, история приобрела ясность, раскрыла характеры героев, обратила внимание на острые углы. 

Герои пьесы «Онегин» задуманы такими же, как и в произведении Пушкина. Евгений — харизматичный, чарующий злодей любовник — потерявший вкус к жизни, погрязший в тоске Евгений. Юный, вдохновенный чистой и беспамятной любовью поэт, от простоты чудак Владимир Ленский. Краснощекая, с блестящими глазами «пустышка» Ольга. Странная, тоскливая, холодная, оставленная пониманием окружающих Татьяна Ларина. Но они изменились из-за влияния современной мысли. Актеры погрузят вас в любовную историю, течение бытия пушкинских героев. 

Фото: театр «Красный факел»

Какими бы подготовленными, начитанными, любящими театр вы ни были, вы можете оказаться не готовы к объявленному зрелищу. Осмотрев каждый миллиметр фотографий, представленных в фойе, еще до начала спектакля вы можете запутаться в представлениях, потеряться в догадках, провалиться в бездну сумбура собственного разума, а вынырнуть только к утру следующего дня. Энергия от актеров будет литься в затемненный зал, топить, заставляя забыть себя. Вам позволят заглянуть за ширму, окунуться в частную жизнь заскучавшего дворянина. Вас легко увлекут события пьесы. Как же иначе, если ваше отношение к поражённому смертельной усталостью Евгению меняется на протяжении всего спектакля. Сначала вы сравниваете себя с дворянином, потом обвиняете и корите его, спустя некоторое время соглашаетесь и оправдываете, но в итоге приходите к выводу, что он ужасен и вместе с тем является «несчастной жертвой» недолговечности душевных порывов.

И вот сцена стихнет. Мрак еще будет скрывал от зрителей факт пребывания в зале других людей. Когда любовь Онегина получит выход, и он встретится с Татьяной последний раз, чтобы потом расстаться с ней навсегда, Александр Сергеевич допишет жизнь героев, а Тимофей Кулябин — закончит показ… вы не сможете опомниться от увиденного.