Заметки официанта

«Грязная, неблагодарная работа, которая приравнивается к рабам», — именно такие отзывы слышишь про профессию официанта. Однако находятся люди, которые не следуют этому стереотипу и устраиваются в заведения общепита на эту должность. Одним из таких людей была я. Меня зовут Вероника, и я расскажу вам  о своём опыте работы официантом  и о том, как проходит процесс трудоустройства на эту должность.

ВЫБОР МЕСТА И НАПИСАНИЕ АНКЕТЫ

Если к вам пришла мысль о работе официантом, то возникает вопрос: «Где искать вакансию?» Есть два варианта:  поиск на сайтах «Авито», «зарплата.ру», «HH.ру» и прочих, либо обзвон всех заведений общепита вашего города. Лично я пользовалась вторым способом: искала в «2ГИС» рестораны, звонила и задавала такой вопрос: «У вас есть вакансия на должность официанта?».

Я очень придирчиво относилась к выбору места. Тут есть варианты на любой вкус: кафе, рестораны, бары, пивоварни, рестораны при отелях и прочее. Если вам нравится спокойная и размеренная работа, где бывают элитные слои общества — то вам в ресторан. А если больше по душе запары и суета, вечная беготня, когда даже невозможно присесть  — вам в бар. 

После того как вы нашли вакансию, вас попросят прийти для заполнения анкеты и собеседования. 

Когда вы придете в заведение, то следует подойти к хостесу или официанту с вопросом про устройство на работу. Вам сразу же дадут анкету. Готовьтесь к развернутым вопросам — вас хотят узнать как личность. Это вопросы о ваших сильных и слабых качествах, интересах и увлечениях. Как-то мне даже попался вопрос «Какую последнюю книгу читала?» После заполнения анкеты к вам подойдет менеджер для небольшого собеседования.

Иллюстрации: Лиза Койнова

«ОФИЦИАНТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЯРКИМ ПЯТНОМ В РЕСТОРАНЕ»

Татьяна Котова, менеджер ресторана «ТБК Лонж» в Академгородке, рассказала о том, как у нее проходили собеседования, и решила дать несколько советов читателям, которые планируют устроиться на работу официантом в классический ресторан премиум-класса.

Татьяна рассказала, что на собеседовании она, в первую очередь, обращает внимание на внешность и, в особенности, на руки. Также важно проследить за речью и дикцией человека, который собирается стать официантом. Все эти качества очень важны в этой должности — через них у клиентов формируется первое впечатление о заведении.

— Официант — это часть жизни ресторана. Он не может быть «ярким пятном» в зале. Эту роль должна выполнять еда. Поэтому мы не принимаем на работу людей с татуировками, дредами или крашеными волосами. Ничего против этого не имею, но в классическом ресторане он работать не может. Это визуальный неформат. Ты можешь быть хоть кем, но это должно быть скрыто одеждой.

Помимо внешних качеств, Татьяна также выделила внутренние черты, которые играют не менее важную роль в работе.

—  Для меня важна исполнительность и ответственность человека. Еще играет роль, как он общается с гостями, коллегами, начальством. 3 дня стажировки помогают понять, насколько человек коммуникабелен. Если человек плохо ладит с персоналом, то и с гостями ему будет трудно.

Все это не значит, что  в классические рестораны принимают однотипных людей. Совсем наоборот. Важно, чтобы каждый официант цеплял гостей своей отличительной чертой. Ведь каждый гость индивидуален, и ему нужен свой официант, с которым он сможет найти общий язык.

Если вы приходите на собеседование и ведете себя неподобающе, то менеджеры вправе вам отказать.

— Очень неприятно, когда тратишь свое время на человека, а он этого не ценит. На последнем собеседовании мужчина практически лег на диван, разложил ноги и руки и совершенно меня не слушал. Я ему рассказываю о ресторане, а он смотрит по сторонам и делает вид, будто меня нет.

Иллюстрации: Лиза Койнова

На собеседовании главное — произвести хорошее впечатление на менеджера. От этого зависит, возьмут тебя на работу или нет. Но не стоит лицемерить и подхалимничать. Все равно в процессе работы все узнают, кто вы.

Татьяна дала несколько советов, благодаря которым вы точно привлечете внимание менеджера на собеседовании. В первую очередь — это опрятный внешний вид, ведь не зря говорят, что “встречают по одежке”. Она также отмечает, что огромным плюсом будет то, что вы заранее подготовитесь и прочитаете несколько фактов о месте, в которое идешь устраиваться. Сразу виден интерес и желание работать. 

Татьяна пожелала всем удачи на последующих собеседованиях и зовет всех желающих в свой ресторан. 

ПЕРИОД СТАЖИРОВКИ

Если вам перезвонили после собеседования, то вас ждет следующий этап — стажировка. Я работала в двух местах и везде стажировка была разная. Общее лишь то, что вас не примут на работу официально, пока вы не сдадите стандарты обслуживания. Стандарты — это те правила, которыми руководствуются официанты в работе — “Отче наш для официантов”  и “7 шагов хорошего сервиса” обязательны для всех работников. 

Помимо этого вы должны будете учить все позиции меню, а именно все блюда, которые есть, их состав и способ приготовления, а также ингредиенты каждого соуса. Да, это сложно. Хорошо, если у вас будет его фото, но чаще вы узнаете, как выглядит блюдо только в процессе стажировки.  Поначалу вы будете путаться, в каком блюде был тот или иной соус. Но все это дело времени.

Поделюсь с вами способом запоминания блюд, которому меня научили старшие официанты. Рассмотрим на примере куриной грудки с чатни из манго и рисом басмати:

  1. Учим основной ингредиент и способ его приготовления (например, куриная грудка маринуется с маслом, чесноком и зеленью и готовится методом су-вид);
  2. Учим дополнительный ингредиент (например, подается с рисом басмати);
  3. Учим соус (например, чатни из манго);
  4. Учим украшение (например, блюдо украшается долькой лайма, чипсами из тыквы, перцем розовый горошек и кудрявой петрушкой).

Не удивляйтесь, если не знаете каких-то слов. Поначалу начинаете гуглить каждое непонятное слово, но после точно будете разбираться, что такое чатни, ганаш и сорбет.

Каждое заведение самостоятельно определяет принцип работы и вариант прохождения стажировки. Поэтому никогда нельзя сказать точно, в каком месте она проходит правильнее всего.Но что об этом говорит закон? Как по ТК РФ должно проходить трудоустройство и стажировка для официантов? Об этом мне рассказали юристы.

«ВАШИ ПРАВА БЫЛИ НАРУШЕНЫ»

Ольга Русецкая, старший преподаватель НГУ, соучредитель и сотрудник юридической фирмы, а также практикующий юрист,  рассказала, как на самом деле должна проходить так называемая «стажировка». 

После рассказа о том, как проходила работа у меня и моих знакомых, Ольга нашла несколько отклонений от закона, которые совершали управляющие ресторанов при трудоустройстве.

— Во всех случаях права каждого были нарушены.Что произошло с точки зрения законодательства? Вас допустили к работе, а это означает, что вам должна выплачиваться заработная плата. Но это происходит после того, как с вами заключили трудовой договор. 

Иллюстрации: Лиза Койнова

По трудовому кодексу РФ при приеме на работу обязательным условием является заключение трудового договора. Об этом написано в ст. 16 и ст. 56 ТК РФ. Он должен быть заключен в двух экземплярах с указанием размера заработной платы и условий работы. Также необходимо ознакомление работника с локальными нормативными актами работодателя, коллективным договором и правилами внутреннего распорядка (в соответствии с ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

В ст. 70 ТК РФ приводят такое понятие как «испытание», которое нужно для проверки соответсвия работника поручаемой работе. Этот период может длиться до трех месяцев и предполагает выплаты, ниже суммы заработной платы.

— Если бы вам дали морковку и сказали порезать, но она бы потом не пошла ни в какое блюдо (то есть работа была бы выполнена не в интересах работодателя), то тогда можно сказать, что вы действительно учились.

При изучении трудового кодекса я выяснила, что мои права были нарушены трижды: меня не направили на медосмотр для медицинской книжки, которая является обязательной для работников общепита, и не оплатили его. Я лично проходила всех врачей и оплачивала их услуги. Однако в трудовом кодексе сказано, что направление на медосмотр выдает работодатель и оплачивает его сам (прямой договор с медучреждением или возмещение расходов).  Поэтому, основываясь на ст. 212 ТК РФ вы смело можете пойти к работодателю за возвратом денег, потраченных на оформление медкнижки.

— Если вы заметили какие-то ошибки со стороны работодателя, то смело можете пойти в трудовую инспекцию. Вам возместят деньги за проделанную работу.  Также можно обратиться в прокуратуру для защиты своих прав. 

Помимо этих служб Ольга выделила еще и суд. Плюс этого способа в том, что поданный иск рассматривается без участия ответчика ( в данном случае, работодателя). В течение месяца иск о взыскании заработной платы, о заключении бессрочного трудового договора и прочего удовлетворяется.

— К сожалению, сейчас действует такое правило, что если вы не будете отстаивать свои права — никто за вас это делать не будет. Поэтому важно знать свои права и уметь их отстаивать.

ТЕПЕРЬ ВЫ — ОФИЦИАНТ

После сдачи меню и стандартов у вас может повыситься ставка или процент оплаты. Либо если стажировка была неоплачиваемая, то вы начнете получать заработную плату. По окончанию стажировки вас можно называть официантом. 

Иллюстрации: Лиза Койнова

В процессе работы вы будете доучивать (или начинать учить) барную карту. Не бойтесь совершать ошибки, ведь это нормально для новичков: каждый промах дает вам ценный опыт, которым вы будете руководствоваться впоследствии. 

Работа официанта вырабатывает такие качества как стрессоустойчивость, внимательность и умение быстро решать сложные ситуации. Важным элементом также будет хорошее общение с коллегами и начальством.