Здесь витает музыка

Новосибирский государственный университет всегда отличался гостеприимностью: здесь проводят лекции и мастер-классы известные учёные и деятели искусства. Этот месяц не стал исключением. Апрель посвящён встречам с профессиональными артистами театра оперы и балета в рамках проекта «Диалоги о музыке», и первым гостем стал Дмитрий Юровский — дирижёр театра НОВАТ. 

5 апреля Музыкальный клуб НГУ дал старт новому проекту «Диалоги о музыке» с музыкальным руководителем и главным дирижёром театра НОВАТ Дмитрием Юровским, а также артистами театра. Под руководством ведущей мероприятия — лауреата международных конкурсов, артистки оркестра НОВАТ Владиславы Марковой — гости смогут пообщаться с профессионалами в уютной неформальной обстановке и получить ответы на интересующие их вопросы. 

Встреча с Дмитрием Юровским была посвящена разным темам: начиная от закулисья НОВАТа, заканчивая ответами на вопросы от гостей.  «Диалог о музыке» прошёл в очень тёплой обстановке. Под прожекторами света, напротив рояля, расположились ведущая мероприятия и приглашённый гость, а напротив, на расставленных полукругом стульях, сидели слушатели. 

«В учебной аудитории есть элемент сцены и зрительного зала. Мы находимся на разных уровнях. Я больше люблю такое камерное состояние. Это больше как диалог. Здесь витает музыка», — отметил один из гостей. 

Дмитрий Юровский — всемирно известный дирижёр, представитель музыкальной династии: «Мне очень приятно здесь сейчас находиться. До приезда в Новосибирск, я лишь пару раз слышал, что есть такое мистическое место, как Академгородок, с большой концентрацией действительно умных людей. Сегодня я хочу рассказать вам не только о том, как я оказался в музыке, но и как я в ней остался». 

Фото: Вероника Соседкина

После этого, гость уделил время истории о том, как складывалась его музыкальная карьера. Он рассказал, что в его семье брат и сестра были пианистами, и родители мечтали, чтобы кто-то начал играть на струнном инструменте. «Когда мне было три года, Дед Мороз принес мне скрипку», — смеётся Дмитрий.  

Однажды директор московской музыкальной школы зашел в гости к семье Юровских и сказал, что они сделали правильный выбор в пользу струнных инструментов и порекомендовал виолончель. И история с этим инструментом продолжается по сей день. 

Однако из-за болезни музыкант больше не смог уделять столько времени виолончели и пришёл к дирижированию, следуя по стопам отца и старшего брата. 

После небольшого вступительного рассказа,  Дмитрий приступил к ответам на вопросы публики и рассказал, как строилась его дальнейшая карьера.

Гость отметил, что самый первый опыт работы дирижёром, как правило, самый запоминающийся. Сначала он был ассистентом своего отца в Италии. Там они работали с оперой «Парсифаль» композитора Рихарда Вагнера. Так вышло, что эту работу артисту пришлось готовить самому. После этого директор Генуэзского театра пригласил Дмитрия на молодёжную постановку Миланской певческой академии, там они занимались оперой для «завтрашнего» зрителя на итальянском языке. 

Одна из самых запоминающихся площадок гостя находится в городе Бергамо. Изначально там был один оперный театр, построенный в 14 веке, но позже его превратили в оранжерею. Так как постановки были необходимы, эту оранжерею начали превращать обратно в театр. «Я могу назвать это Ренессансом в Джунглях», — отмечает Дмитрий. 

Ввиду того, что артист зачастую выступает за границей, он рассказал, как справляется с общением на разных языках и их изучением: «Мне очень нравится такое понятие, как мелодия языка. Те языки, мелодия которых мне непонятна, мне не нравится учить».  

Фото: Вероника Соседкина

Кстати, особое отношение гость испытывает к голландскому языку, который он никак не может забыть. Дмитрий восемь лет проработал в Антверпене и из уважения к стране хотел знать ее язык. «Голландский язык — это пьяный английский матрос, пытающийся говорить по-немецки, — смеётся гость, — я был очень рад, что забыл этот язык. Однако, когда к нам на спектакль пришёл консул Голландии, я понял, что ничего не забыл». 

Рассказывая о мечтах, Дмитрий Юровский отметил, что, как дирижёр, хотел бы познакомиться со сказкой о царе Салтане. Так вышло, что все оперы Чайковского и Римского-Корсакова он уже дирижировал. Ему очень близко творчество Рихарда Вагнера и произведение «Кольцо нибелунга» — это то, что является некой целью на будущее. 

«Моя мечта — сесть и задуматься А что же я еще не дирижировал? Пожалуй, дирижёр — это та профессия, в которой я могу работать ещё не один десяток лет», — произнес Дмитрий в заключении своего рассказа. 

В Новосибирске Дмитрий оказался случа но: «по воле судьбы». В 2015 году он приехал сюда на фестиваль Вадима Репина. Был концерт в филармонии, а жили гости в гостинице Marriott. Тогда из окна гостиницы можно было наблюдать необычную демонстрацию людей, одетых в стиле скандальной на то время оперы «Тангейзер». Можно подумать, что такой театр на улице покажется чем-то забавным. Но после Дмитрий увидел, как в театр полетели вёдра с краской. Он сразу задался вопросом: «А как бы я себя почувствовал, если бы работал в этом театре?». 

Он понял, что постановка в театре не может быть предметом разбирательства в прокуратуре или суде. Это все-таки театр, это свобода творчества. Тогда же Дмитрий пообщался с Тимофеем Кулябиным, который и поставил «Тангейзер» в новосибирском театре. Дмитрий был уверен, что с Тимофеем всё будет в порядке. Но как себя будут чувствовать артисты театра? И он захотел встать грудью на амбразуру и защитить их, при этом, не имея на тот момент никакого отношения к Новосибирску.

Через какое-то время в театре сменили руководство и Дмитрию пришло приглашение возглавить этот театр. Тогда он руководил театром в Антверпене, у него был оркестр в Москве, но артист не раздумывая согласился на предложение.  «Не могло такого быть, что в скандальное время театра я был готов их защитить, а при ответе на предложение остался бы в стороне», — с уверенностью признаётся дирижёр. 

Сейчас артист говорит, что Новосибирск — это не просто большое пространство для творчества. Это самое большое пространство, в котором ему когда-либо приходилось работать. 

Фото: Вероника Соседкина

Для него это место стало особенным. Для Дмитрия этот город ассоциируется с высокими звуковыми частотами, так как здесь очень много времени приходится проводить со льдом, снегом и сосульками, каждая из которых звенит по-своему высоко: «Эти хрустальные высокие частоты впечатляют». 

«Дирижёрами не рождаются» — заявил Дмитрий. Нужны долгая трудная работа и бесконечное образование — это и есть залог успеха. По мнению гостя, дирижёр должен уметь всё и по-настоящему хотеть этого. 

Благодаря такой слаженной работе, даже не в самом большом зале, у каждого зрителя может нарисоваться свой сюжет: «Мне важно разбудить эмоции и фантазию у зрителя. Не люблю это диктовать». 

Дмитрий считает, что дирижёр в театре не должен ежедневно что-то доказывать. Как правило, если кто-то изо дня в день пытается всем доказать, что у него есть авторитет, значит, его нет. Авторитет появляется благодаря знаниям, опыту и уверенности в себе. Не наглости, а именно уверенности. 

По его мнению, любой руководитель должен быть органичен. Он не должен приходить домой и там снимать маску руководителя: «На работе дирижёр должен быть и психологом, и дрессировщиком, и полководцем. На работе я понимаю, что в моих руках целый оркестр, а не только страницы с нотами. Ещё одно важное замечание — дирижёр не должен потерять чувство праздника. В коллективе взрыв зачастую может родить гармонию». 

Для работы с вокалистами требуется особенный подход. Певцы — те немногие люди, которые носят свой инструмент внутри. Их очень легко поранить, поэтому к ним всегда нужно относиться особенно чутко. Это те люди, которые из-за стресса могут навсегда потерять свой внутренний инструмент, который не подлежит восстановлению. 

Что касается настроя во время выступления, Дмитрий отметил, что это зависит от зрительного зала: «Я стою к зрителям спиной, научно доказано, что спиной человек чувствует гораздо больше. Вы не поверите, как на нас влияет атмосфера в зрительном зале. Когда появляется ощущение, что искра в зале есть, огонь зажигается сразу. А научиться заряжать самого себя — это самое трудное и самое важное, что может быть в нашем деле», — сказал артист гостям мероприятия. 

Фото: Вероника Соседкина

К концу мероприятия гости уточнили у Дмитрия, как дирижёр может повлиять на процесс постановки и репертуарную политику театра. На что он ответил: «Золотое правило — дирижёр должен встречаться с режиссёром задолго до первой репетиции. Всегда рад, когда у режиссёра появляются какие-то мысли по музыкальной части. Режиссёр и дирижёр не должны идти по одной тропинке, но они должны идти в одном направлении. Сейчас у нас довольно большая и крепкая труппа, что позволяет ставить практически всё».  

К концу программы гости были в восторге: 

— Очень классная идея, спасибо организаторам, которые это сделали. Такого формата очень не хватало, потому что с артистами зачастую присутствует какая-то отдаленность.

— Очень содержательно, очень много практических подсказок. 

Сам же Дмитрий Юровский отметил внимательную аудиторию и добавил, что в скором времени рояль, стоящий за его спиной, обязательно прозвучит для гостей. 

«Диалоги о музыке» будут проходить каждый апрельский понедельник в 18:30 в Музыкальном клубе НГУ по адресу ул. Пирогова 11/2.