Алексей Попов: «Музыка — искусство многогранное»
Алексей Попов — барабанщик группы Cain The Whaler, бывший гитарист группы Insane Art, преподаватель в музыкальной школе Rock Stars School. Алексей рассказал UU о карьере барабанщика, работе преподавателем и выступлениях на сцене.
— Как давно ты играешь на барабанах?
— На ударных я играю уже шестнадцать лет. Учиться играть на барабанах я начал с восьми лет. Но это не значит, что я каждый день на протяжении шестнадцати лет занимался барабанами. Бывали такие моменты, что брал перерывы один-два месяца, бывало и по полгода. Бывали периоды стагнации, когда стоишь на одном месте и никуда не двигаешься. А вообще начал интересоваться барабанами с самого раннего детства. Отец как-то включил мне концерт группы Rammstein. И как раз была песня Weisses Fleisch, на которой Кристоф Шнайдер где-то посередине песни делал небольшое барабанное соло. Сейчас для меня это соло интереса никакого не представляет, но в детстве это было каким-то невероятным шоком. Я не понимал, что дядя делает, но я понимал, что дядя делает что-то крутое. После этого весь народ начал кричать, поднимать руки и аплодировать ему. И я такой: «Вау! Хочу также!». Ну и вот, подрос и начал учиться играть.
— Ты сказал, что брал перерывы, были периоды стагнации. Что ты делал в это время? Занимался чем-то, кроме музыки?
— Нет, я также занимался музыкой. Помимо ударных, я же ещё играю на гитаре, я — композитор. Ну, это конечно громко сказано. Я люблю сочинять музыку, у меня есть свой проект.

— Как называется твой проект? Он сольный?
— Никак. Я пока ещё не назвал. У меня есть две записи и куча, куча треков. А проект не сольный. Я играю вместе со своим другом, он на клавишах, я на гитаре.
— Имеешь ли ты музыкальное образование или ты музыкант-самоучка?
— Я такой человек, что абсолютно во всём я — самоучка. Во многих областях по жизни я развиваюсь самостоятельно. Но, если говорить конкретно о музыке, у меня был преподаватель. Зовут его Валерий Викторович. Я бы даже сказал, что он, скорее, был для меня не преподавателем, а вдохновителем, который дал мне идею, дал мне барабанную установку и дал мне базовые знания. Но, главное, он всегда вселял в меня какую-то мотивацию заниматься, он настолько меня этим разогнал, что я до сих пор ежедневно изучаю, занимаюсь и добиваюсь чего хочу. И что важно для меня, делаю это самостоятельно.
— Ого, не часто встретишь таких самостоятельных и дисциплинированных людей! А с гитарой у тебя это также работает?
— Да, тоже самое и с гитарой, да вообще со всем. Я практически видеоуроки не смотрел. Ну, так, буквально, чуть-чуть, чтобы понять что и как. Музыку я сочиняю на гитаре, как бы это странно не звучало, не зная нот. То есть подбираю такие звуки, которые мне просто нравятся. Да, какие-то паттерны я знаю, интервалы, до-ре-ми-фа-соль-ля-си, конечно. Но вот если ты меня спросишь в какой я гамме играю, да фиг его знает. Мне просто нравится как это звучит.

— Твоя дисциплинированность и самоконтроль очень впечатляют! Какой бы ты мог дать совет начинающим музыкантам? Какой путь выбрать — найти преподавателя и заниматься с ним или развиваться самостоятельно?
— Я бы сказал, что это сугубо индивидуально. Например, у меня есть такие ученики, которые говорят: «Лёша, покажи. Лёша, напиши мне ноты, без них я не понимаю». Или, например я спрашиваю занимался ли ученик, а в ответ: «Нет, не занимался. Времени не было…». Таким ребятам, я думаю, точно нужен преподаватель в начале обучения. Да даже не преподаватель, а скорее вдохновитель. Возможно, человек хочет, но у него нет сильной мотивации. А бывают такие ребята, которые во время урока мне говорят: «Лёша, ты иди там, если что, кофе попей, покури, в магазин сходи, своими делами позанимайся. Я сейчас сам. Лёша, у меня всё получится, буквально пять минут».
— Поддерживали ли твои родители желание заниматься барабанами?
— Да, конечно. После Rammstein я начал смотреть концерты Metallica, Led Zeppelin, Black Sabbath. Ко всему этому меня начал отец подводить, он увидел, что мне это нравится. Начал вместе с ним слушать такую музыку. Мама не разрешала, говорила: «Только 30 минут в день!». Но когда она уходила на работу, мы с папой открывали ящик с кассетами и каждую кассету я заслушивал, как говорится, до дыр. Внимательней всего слушал партии барабанщиков, очень нравилось. Ещё очень нравилось стучать. Мне подарили настольный, детский бильярд, в нём было два кия, и я, конечно же, не в бильярд играл, а стучал ими по всему чему только можно было.
— Всем известно, что во время исполнения песни именно барабанщик задаёт ритм другим участникам группы. Но любой человек во время выступления может сбиться. Как ты относишься к таким ситуациям?
— Я всегда к любому косяку отношусь, типо, ну ладно, ну и пофиг. Но, естественно, я всегда в таких ситуациях продолжаю играть. Мне очень нравится, когда знаменитые группы на сцене косячат. Я обожаю косяки, я обожаю лажи на сцене. Все лажают, лажать — это приятно. Самое главное — выйти из этого правильно и не загрустить. Я ненавижу, когда выходят музыканты, барабанщик упёрся головой в барабаны, гитарист смотрит на гриф (прим. узкая пластинка, над которой натягиваются струны), а вокалист встал, в пол смотрит и что-то рычит. Да, вроде играют ровно, но зачем мне такой концерт? Я люблю слышать, что это реальные люди, которые точно также могут ошибиться, которые не являются всемогущими богами. Те же самые Rammstein, даже если накосячат, в шутку это превратят. Люди приходят посмотреть не только на то, как барабанщик играет, но и на его «работу» с залом, на его искренность, почувствовать приятную атмосферу, получить энергию.

— Расскажи про какой-нибудь свой косяк во время выступления. Как ты из него выкрутился?
— Если я не ошибаюсь, это было четыре года назад. Мы делали кавер на песню «Ангар 18» (прим. Megadeth — Hangar 18). Песня длится восемь минут и в самом начале песни у меня рвётся пластик под правой колотушкой на кардане (прим. двойная педаль для бас-барабана, элемент барабанной установки). Я играю и чувствую, что у меня педаль не нажимается, колотушка застряла. Я всю песню доиграл левой ногой, то есть все партии правой ноги я сыграл левой ногой на кардане. Ребята потом сказали, что даже не заметили, что что-то случилось. Главное, чему я учу своих учеников — если ты сбился, просто оставь ритм. У меня был такой момент, я выступал с группой 2RBINA 2RISTA в марте, и во время выступления у меня сломалась палочка в правой руке, которой я веду хай-хэт (прим. тип тарелок со стойкой, используемый в ударной установке). Я сразу же хай-хэт начал вести левой рукой, а пока играл левой, правой дотянулся до палочки и продолжил играть. В принципе, в песне ничего не поменялось. Главное — вовремя сориентироваться.
— Как давно ты преподаёшь ударные? Почему начал? Чем тебе нравится эта работа?
— Именно в школе преподаю два года. До этого ещё преподавал, так скажем, самостоятельно. Сейчас полностью погрузился в эту работу. А почему начал? Честно, так получилось. Я просто искал работу администратором в школе барабанов, а потом мне предложили работу преподавателя и я согласился. Преподавание же ещё, как минимум, тебя развивает. Ты начинаешь глубже погружаться в теорию. Ученики приходят и каждый хочет играть в разном жанре: кто-то играть джаз, кто-то блюз, кто-то металл, кто-то хип-хоп и так далее. И ты должен понимать все жанры музыки, на то оно и искусство — так ты становишься многогранным. Ты начинаешь заниматься больше. Когда ты обучаешь, ты учишься сам. И мне это безумно нравится.
— Барабаны — это преимущественно джаз и рок-музыка. Но любишь ли ты классическую музыку? Как ты относишься, когда классическую музыку пытаются перенести, например, на барабаны?
— Я обожаю классику, люблю слушать Шуберта. Когда переносят классическую музыку на барабаны — это круто! Это же творчество! Для меня в творчестве нет ничего плохого и нет ничего хорошего. Творчество подразумевает под собой полную свободу. Не существует что-то правильное, а что-то неправильное. Оно просто есть. Мне может не нравится звучание, но я никогда не скажу, что эта группа ничего из себя не представляет. Если, грубо говоря, они гуляют по просторам интернета, люди их слушают, значит они — молодцы. Почему нет?

— Назови самое необычное место, где ты выступал?
— Одно из самых запоминающихся выступлений, я его упоминал ранее, было буквально два месяца назад, я выступал на одной сцене с группой 2RBINA 2RISTA. Наверное, тогда я испытал самые невероятные эмоции в своей жизни. 2RBINA 2RISTA — это группа, которую я люблю, я слушаю их уже очень давно. И тут мне предоставляется возможность вместе с ними сыграть на сцене. Я могу говорить об этом очень долго. Это было невероятно. Когда я захожу в гримёрку и вижу ребят, мы здороваемся. Я подхожу к Ранису: «Мы через сколько выходим?» — «Минут через тридцать». Хожу по гримёрке, туда-сюда туда-сюда, кальян взял покурил, вышел в зал, взбодрился. Смотрю, оп, установка барабанная прям офигенная там стоит. Потом, когда свет в зале гаснет, понимаю, что скоро начало. Делаю последний вдох, выхожу закулисы, пара минут до выхода. В этот момент я говорю ребятам: «Ребят, блин, этот вечер пройдёт зря, если я так не сделаю. Отбейте кулачками». И все кулачками отбили. Правда, забавно получилось. Когда ты видишь, что перед тобой два этажа людей качает, светомузыка, дым машина, перед тобой скачет твоя любимая группа и ты вместе с ними играешь на сцене — ёлки-палки, у меня там две пары палочек разломилось, но я был настолько счастлив. Я когда вышел со сцены, наверное, минут тридцать смотрел в одну точку. Был просто в шоке. Это запомнится на всю мою жизнь.
— Это круто! Здорово испытать такие эмоции, тем более выступая вместе со своей любимой группой! А какие у тебя планы на будущее? Планируешь углубляться в преподавание или же в концертную деятельность?
— Естественно, моя мечта — это концертная деятельность. Когда выхожу на сцену, я чувствую энергию, огромную колоссальную энергию от зала, который кричит, визжит, особенно на «Турбине». Благодаря «Турбине», конечно, я получил эту энергию. Но, видишь, с этим концертом получилось двояко. Я был безгранично счастлив этому событию, но буквально через пару дней был страшно деморализован. Почему? Да потому что, вышел на сцену, поиграл, а ребята-то дальше поехали в тур и они получают эту энергию каждый день. А я остался в городе. Да, я понимаю, что у меня ещё будут такие моменты. Но, вот я чуть-чуть почувствовал этот кайф, вышел со сцены с мокрыми волосами, слова сказать не мог. А потом через пару дней понимаешь, что ребята этим живут, а ты нет. И я могу, раз смог с ними отыграть концерт. Значит, я гожусь на это дело, я смогу это, я смогу это делать ещё лучше, если буду делать это на постоянной основе. Мне сейчас было бы интересно найти какую-нибудь группу, возможно, даже кавер-группу. Хотелось бы выступать, к примеру, в заведениях в Новосибирске, зарабатывать этим деньги.