Алексей Попов: «Музыка — искусство многогранное»

Алексей Попов — барабанщик группы Cain The Whaler, бывший гитарист группы Insane Art, преподаватель в музыкальной школе Rock Stars School. Алексей рассказал UU о карьере барабанщика, работе преподавателем и выступлениях на сцене. 

Как давно ты играешь на барабанах?

— На ударных я играю уже шестнадцать лет. Учиться играть на барабанах я начал с восьми лет. Но это не значит, что я каждый день на протяжении шестнадцати лет занимался барабанами. Бывали такие моменты, что брал перерывы один-два месяца, бывало и по полгода. Бывали периоды стагнации, когда стоишь на одном месте и никуда не двигаешься. А вообще начал интересоваться барабанами с самого раннего детства. Отец как-то включил мне концерт группы Rammstein. И как раз была песня Weisses Fleisch, на которой Кристоф Шнайдер где-то посередине песни делал небольшое барабанное соло. Сейчас для меня это соло интереса никакого не представляет, но в детстве это было каким-то невероятным шоком. Я не понимал, что дядя делает, но я понимал, что дядя делает что-то крутое. После этого весь народ начал кричать, поднимать руки и аплодировать ему. И я такой: «Вау! Хочу также!». Ну и вот, подрос и начал учиться играть.

Ты сказал, что брал перерывы, были периоды стагнации. Что ты делал в это время? Занимался чем-то, кроме музыки? 

— Нет, я также занимался музыкой. Помимо ударных, я же ещё играю на гитаре, я — композитор. Ну, это конечно громко сказано. Я люблю сочинять музыку, у меня есть свой проект. 

Фото: из личного архива героя

Как называется твой проект? Он сольный? 

— Никак. Я пока ещё не назвал. У меня есть две записи и куча, куча треков. А проект не сольный. Я играю вместе со своим другом, он на клавишах, я на гитаре. 

Имеешь ли ты музыкальное образование или ты музыкант-самоучка? 

— Я такой человек, что абсолютно во всём я — самоучка. Во многих областях по жизни я развиваюсь самостоятельно. Но, если говорить конкретно о музыке, у меня был преподаватель. Зовут его Валерий Викторович. Я бы даже сказал, что он, скорее, был для меня не преподавателем, а вдохновителем, который дал мне идею, дал мне барабанную установку и дал мне базовые знания. Но, главное, он всегда вселял в меня какую-то мотивацию заниматься, он настолько меня этим разогнал, что я до сих пор ежедневно изучаю, занимаюсь и добиваюсь чего хочу. И что важно для меня, делаю это самостоятельно. 

Ого, не часто встретишь таких самостоятельных и дисциплинированных людей! А с гитарой у тебя это также работает? 

— Да, тоже самое и с гитарой, да вообще со всем. Я практически видеоуроки не смотрел. Ну, так, буквально, чуть-чуть, чтобы понять что и как. Музыку я сочиняю на гитаре, как бы это странно не звучало, не зная нот. То есть подбираю такие звуки, которые мне просто нравятся. Да, какие-то паттерны я знаю, интервалы, до-ре-ми-фа-соль-ля-си, конечно. Но вот если ты меня спросишь в какой я гамме играю, да фиг его знает. Мне просто нравится как это звучит.

Фото: из личного архива героя

Твоя дисциплинированность и самоконтроль очень впечатляют! Какой бы ты мог дать совет начинающим музыкантам? Какой путь выбрать — найти преподавателя и заниматься с ним или развиваться самостоятельно?

— Я бы сказал, что это сугубо индивидуально. Например, у меня есть такие ученики, которые говорят: «Лёша, покажи. Лёша, напиши мне ноты, без них я не понимаю». Или, например я спрашиваю занимался ли ученик, а в ответ: «Нет, не занимался. Времени не было…». Таким ребятам, я думаю, точно нужен преподаватель в начале обучения. Да даже не преподаватель, а скорее вдохновитель. Возможно, человек хочет, но у него нет сильной мотивации. А бывают такие ребята, которые во время урока мне говорят: «Лёша, ты иди там, если что, кофе попей, покури, в магазин сходи, своими делами позанимайся. Я сейчас сам. Лёша, у меня всё получится, буквально пять минут».

Поддерживали ли твои родители желание заниматься барабанами?

— Да, конечно. После Rammstein я начал смотреть концерты Metallica, Led Zeppelin, Black Sabbath. Ко всему этому меня начал отец подводить, он увидел, что мне это нравится. Начал вместе с ним слушать такую музыку. Мама не разрешала, говорила: «Только 30 минут в день!». Но когда она уходила на работу, мы с папой открывали ящик с кассетами и каждую кассету я заслушивал, как говорится, до дыр. Внимательней всего слушал партии барабанщиков, очень нравилось. Ещё очень нравилось стучать. Мне подарили настольный, детский бильярд, в нём было два кия, и я, конечно же, не в бильярд играл, а стучал ими по всему чему только можно было.

Всем известно, что во время исполнения песни именно барабанщик задаёт ритм другим участникам группы. Но любой человек во время выступления может сбиться. Как ты относишься к таким ситуациям?

— Я всегда к любому косяку отношусь, типо, ну ладно, ну и пофиг. Но, естественно, я всегда в таких ситуациях продолжаю играть. Мне очень нравится, когда знаменитые группы на сцене косячат. Я обожаю косяки, я обожаю лажи на сцене. Все лажают, лажать — это приятно. Самое главное — выйти из этого правильно и не загрустить. Я ненавижу, когда выходят музыканты, барабанщик упёрся головой в барабаны, гитарист смотрит на гриф (прим. узкая пластинка, над которой натягиваются струны), а вокалист встал, в пол смотрит и что-то рычит. Да, вроде играют ровно, но зачем мне такой концерт? Я люблю слышать, что это реальные люди, которые точно также могут ошибиться, которые не являются всемогущими богами. Те же самые Rammstein, даже если накосячат, в шутку это превратят. Люди приходят посмотреть не только на то, как барабанщик играет, но и на его «работу» с залом, на его искренность, почувствовать приятную атмосферу, получить энергию.

Фото: из личного архива героя

Расскажи про какой-нибудь свой косяк во время выступления. Как ты из него выкрутился?

— Если я не ошибаюсь, это было четыре года назад. Мы делали кавер на песню «Ангар 18» (прим. Megadeth — Hangar 18). Песня длится восемь минут и в самом начале песни у меня рвётся пластик под правой колотушкой на кардане (прим. двойная педаль для бас-барабана, элемент барабанной установки). Я играю и чувствую, что у меня педаль не нажимается, колотушка застряла. Я всю песню доиграл левой ногой, то есть все партии правой ноги я сыграл левой ногой на кардане. Ребята потом сказали, что даже не заметили, что что-то случилось. Главное, чему я учу своих учеников — если ты сбился, просто оставь ритм. У меня был такой момент, я выступал с группой 2RBINA 2RISTA в марте, и во время выступления у меня сломалась палочка в правой руке, которой я веду хай-хэт (прим. тип тарелок со стойкой, используемый в ударной установке). Я сразу же хай-хэт начал вести левой рукой, а пока играл левой, правой дотянулся до палочки и продолжил играть. В принципе, в песне ничего не поменялось. Главное — вовремя сориентироваться.

Как давно ты преподаёшь ударные? Почему начал? Чем тебе нравится эта работа?

— Именно в школе преподаю два года. До этого ещё преподавал, так скажем, самостоятельно. Сейчас полностью погрузился в эту работу. А почему начал? Честно, так получилось. Я просто искал работу администратором в школе барабанов, а потом мне предложили работу преподавателя и я согласился. Преподавание же ещё, как минимум, тебя развивает. Ты начинаешь глубже погружаться в теорию. Ученики приходят и каждый хочет играть в разном жанре: кто-то играть джаз, кто-то блюз, кто-то металл, кто-то хип-хоп и так далее. И ты должен понимать все жанры музыки, на то оно и искусство — так ты становишься многогранным. Ты начинаешь заниматься больше. Когда ты обучаешь, ты учишься сам. И мне это безумно нравится.

Барабаны — это преимущественно джаз и рок-музыка. Но любишь ли ты классическую музыку? Как ты относишься, когда классическую музыку пытаются перенести, например, на барабаны?

— Я обожаю классику, люблю слушать Шуберта. Когда переносят классическую музыку на барабаны — это круто! Это же творчество! Для меня в творчестве нет ничего плохого и нет ничего хорошего. Творчество подразумевает под собой полную свободу. Не существует что-то правильное, а что-то неправильное. Оно просто есть. Мне может не нравится звучание, но я никогда не скажу, что эта группа ничего из себя не представляет. Если, грубо говоря, они гуляют по просторам интернета, люди их слушают, значит они — молодцы. Почему нет?

Фото: из личного архива героя

Назови самое необычное место, где ты выступал?

— Одно из самых запоминающихся выступлений, я его упоминал ранее, было буквально два месяца назад, я выступал на одной сцене с группой 2RBINA 2RISTA. Наверное, тогда я испытал самые невероятные эмоции в своей жизни. 2RBINA 2RISTA — это группа, которую я люблю, я слушаю их уже очень давно. И тут мне предоставляется возможность вместе с ними сыграть на сцене. Я могу говорить об этом очень долго. Это было невероятно. Когда я захожу в гримёрку и вижу ребят, мы здороваемся. Я подхожу к Ранису: «Мы через сколько выходим?» — «Минут через тридцать». Хожу по гримёрке, туда-сюда туда-сюда, кальян взял покурил, вышел в зал, взбодрился. Смотрю, оп, установка барабанная прям офигенная там стоит. Потом, когда свет в зале гаснет, понимаю, что скоро начало. Делаю последний вдох, выхожу закулисы, пара минут до выхода. В этот момент я говорю ребятам: «Ребят, блин, этот вечер пройдёт зря, если я так не сделаю. Отбейте кулачками». И все кулачками отбили. Правда, забавно получилось. Когда ты видишь, что перед тобой два этажа людей качает, светомузыка, дым машина, перед тобой скачет твоя любимая группа и ты вместе с ними играешь на сцене — ёлки-палки, у меня там две пары палочек разломилось, но я был настолько счастлив. Я когда вышел со сцены, наверное, минут тридцать смотрел в одну точку. Был просто в шоке. Это запомнится на всю мою жизнь.

Это круто! Здорово испытать такие эмоции, тем более выступая вместе со своей любимой группой! А какие у тебя планы на будущее? Планируешь углубляться в преподавание или же в концертную деятельность?

— Естественно, моя мечта — это концертная деятельность. Когда выхожу на сцену, я чувствую энергию, огромную колоссальную энергию от зала, который кричит, визжит, особенно на «Турбине». Благодаря «Турбине», конечно, я получил эту энергию. Но, видишь, с этим концертом получилось двояко. Я был безгранично счастлив этому событию, но буквально через пару дней был страшно деморализован. Почему? Да потому что, вышел на сцену, поиграл, а ребята-то дальше поехали в тур и они получают эту энергию каждый день. А я остался в городе. Да, я понимаю, что у меня ещё будут такие моменты. Но, вот я чуть-чуть почувствовал этот кайф, вышел со сцены с мокрыми волосами, слова сказать не мог. А потом через пару дней понимаешь, что ребята этим живут, а ты нет. И я могу, раз смог с ними отыграть концерт. Значит, я гожусь на это дело, я смогу это, я смогу это делать ещё лучше, если буду делать это на постоянной основе. Мне сейчас было бы интересно найти какую-нибудь группу, возможно, даже кавер-группу. Хотелось бы выступать, к примеру, в заведениях в Новосибирске, зарабатывать этим деньги.