«Мой бизнес начинался на балконе»

При входе в мастерскую сразу за стеной меня встречает чучело зомби в объёмной белой рубашке, с протянутой ко мне рукой. Эта фигура напугала меня и поразила своей реалистичностью. В дальнем углу стоит макет из фильма «Хищник». Обе фигуры имеют слегка недобрые выражения лиц. Сейчас в студии находятся лишь недвижимые макеты — все роботизированные фигуры уехали к заказчикам. 

Фото: Вероника Зиннурова

Я приехала в студию Free ART, которая занимается созданием макетов людей, мифических существ и роботизированных кукол. Её шуточно называют «Корпорацией монстров». Она находится в Новосибирске уже 5 лет и доставляет свои работы в разные точки России и за рубеж.

На входе меня встречает Иван — руководитель и основатель мастерской. Созданием макетов он начал заниматься ещё в школе. В 14 лет Иван мастерил небольшие игрушки, а вместо силикона использовал резиновые перчатки. После он забросил это хобби и вернулся к нему во время учёбы в институте.

— Я учился на художника 7 лет, но потом ушёл из вуза. Интерес быстро пропал, потому что на тот момент начал работать скульптором в Новокузнецке. Делал сувенирную продукцию, вылитую из бронзы, в фирме «Гран-при». Там я проработал год, а потом переехал в Новосибирск и устроился в Авторскую мастерскую грима и бутафории Дениса Потеряева и в Новосибирский крематорий. После года работы я начал получать собственные заказы, уволился и ушёл работать на балкон. Там сделал себе рабочее место и изготавливал мелкую бутафорию. Когда уже начали поступать крупные заказы, снял отдельное помещение. 

Иван показывает мне все комнаты здания, похожего на большой гараж: высокие потолки и белые стены, обставленные деревянными и металлическими конструкциями. Сразу напротив выхода на стене — красочное граффити с названием компании. На столе перед ней лежит много слепков человеческих лиц, которые напоминают маски из «Игры престолов» в хранилище безликих.

Фото: Вероника Зиннурова

— Первое впечатление от макетов: «Вау!», но со временем их создание превращаются в рутину. Преимущество нашей мастерской в том, что здесь создаются уникальные экспонаты — мы бы не смогли долго заниматься одним и тем же. Бывало, что мы неделю работали и не спали. Я рад, что у нас собрался коллектив, который готов здесь заночевать и прийти в выходные — это люди, которые горят этим делом.

Иван проводит меня по местам, предназначенным для разных этапов создания макета, и объясняет каждое из них. Основные шаги — изготовление металлического каркаса, лепка, формовка, заливка силикона, реставрация швов, покраска и декорирование. На верхнем этаже на стене висит график, на котором отмечены этапы готовности экспонатов. Когда у одной работы появляется окно (к примеру, высыхает материал), мастера берутся за другой макет. Одновременно может создаваться 2-3 экспоната. Я спросила, на какой из этапов уходит больше времени. Иван улыбнулся и, не задумываясь, ответил:

 — Вживление волос. Это самый долгий этап. Сейчас делаем неандертальца — на него уйдет примерно месяц для вживления волос по всему телу.

На другом столе стоит разобранный пополам макет неандертальца. Это задумчивый мужчина в очках, который загадочно смотрит исподлобья. Рядом находятся ноги этого же макета, на которых как раз вживляют волосы — кропотливо, по одному волоску. Эта работа потом отправится в Ямало-Ненецкий автономный округ в исторический музей.

Фото: Вероника Зиннурова

Студия Free ART поставляет работы не только индивидуальным заказчикам: они создают макеты для музеев, выставок, кино, квестов и многих других мест. Некоторые фигуры сейчас находятся в «Русском Диснейленде» в Москве. Основные Новосибирские музеи, где также находятся экспонаты, — «Музей селфи» и «Музей погребальной культуры». Для последнего создавали диораму, посвященную Великой Отечественной войне и небольшие скульптуры.  Студия также проводила свои выставки «Инопланетяне» и «Город роботов». Не все работы можно увидеть в инстаграме и на сайте мастерской. Иван объясняет это так:

— Многие клиенты не хотят, чтобы мы выставляли их заказы, потому что бывает так, что музей ещё не открылся, а у нас экспонаты уже есть на сайте. Примерно половина работ, которые мы создали, ещё нигде не опубликованы.  К примеру, мы весь 2020 год создавали экспонаты для одного музея, а фотографии этих фигур сможем публиковать только в 2023, после его открытия.

Студия ответственно отслеживает период, в течение которого их работы должны находиться в секрете. Инстаграм мастерской всё равно не пустует: всегда есть, чем удивить подписчиков.

— Еще один пример: сейчас, 22 апреля, выйдет фильм «Любовь и монстры», мы делали для него роботизированные фигуры. Только после выпуска в прокат мы сможем их постить, а пока что молчим.

Иван рассказывает про ситуацию, когда нескольким мастерам пришлось вылетать на съёмки в Болгарию вместе со своими экспонатами, потому что нужно было обслуживать роботов и помогать в съёмках. В общей сложности ребята жили там полтора месяца. Иван с большой теплотой и доверием рассказывает о коллегах. В мастерской очень дружная команда, которая ответственно выполняет свои обязанности и всегда может помочь. Я уточнила, есть ли какое-то распределение обязанностей между работниками.

Фото: Вероника Зиннурова

— Вообще да, обязанности закреплены. Но ребята всегда могут кого-то подменить. Это как группа спецназа — каждый из них, если что, может кровь остановить, — смеётся Иван.

 В России до сих пор создание роботизированных кукол и реалистичных макетов не очень популярно. Но мастерская «Free ART» уже смогла обрести свою аудиторию и стать узнаваемой среди россиян, и не только…

— В Европе о нас уже знают. К примеру, студия «Weta Workshop», которая занималась созданием фигур для «Игры Престолов», активно нас лайкает. У нас это взаимно. Один из их бывших работников сейчас в команде наших мастеров. Среди мировых студий, которые занимаются созданием реалистичных фигур, место сотое может и занимаем. У нас в планах, конечно же, выйти на мировой уровень, чтобы в других странах видели и знали наши работы и наших мастеров.

В любом деле важно, чтобы работа приносила удовольствие и вдохновляла на разработки. Еще совсем недавно мастерская «Free ART» мечтала о большой аудитории, а уже сейчас может похвастаться своей популярностью в России. И кто бы знал, где всё это начиналось.