«Всё это чары и колдовство. Надо только отсидеть в подвале всю ночь»

Imperium Theater совместно с ассоциацией Ice blades, продолжая знакомить зрителей с темными закоулками мифов и легенд, открыл сезон театрально-перформативной читкой «Глас рассудка» по мотивам произведения «Ведьмак». Благодаря решению экспериментального молодёжного театра конференц-зал НОЮБа (Новосибирская областная юношеская библиотека) превратился в настоящее поле боя. 

Фото: Imperium Theater

Стоило зрителям шагнуть в зал, раздались трели лютни и на встречу им вышли чаровницы с ритуальными танцами. Словно хранительницы древних магических тайн, актрисы кружились в трансе и заглядывали в глаза гостям. Готовы ли они познать неизведанное и встретиться с законами средневековья, где за смелость платят кровью? Пора ли им войти в круг Посвященных и услышать истории о нечеловеческих подвигах? Поверят ли рассказам, передающимся шепотом по городам? Сдюжат? 

Но никто не успел ответить на немые вопросы, сокрытые в хищных улыбках чаровниц. На сцене уже появился тот, кто «пришел с севера, со стороны Канатчиковых ворот». Ведьмак из Ривии, беловолосый наемник с серебряным мечом на спине и шрамом на лице. Его путь был долог, тернист. Навстречу ему выходит наставник, старый ведьмак Весемир. Их приятельский разговор ничем не отличается от сотни других до того момента, пока Весемир не предлагает потренироваться. 

— Даже ведьмакам иногда следует повторять основы, — отвечал ему Геральт перед тем, как встать против учителя.

В этот момент герои сбросили плащи и достали из ножен двуручные мечи. Их глаза не отрывались от глаз противника. Перед зрителями разгорелся настоящий бой, с защитой, нападением, уворотами. Лезвия сцеплялись и с нажимом отталкивались. Чтобы не получить мечом по ногам, Геральт спрыгнул со сцены прямо перед гостями, словно повторяя неровности лесной почвы, с торчащими из-под земли корнями, и продолжил отбиваться от наставника. Весемир бил с разворота и делал выпады, развенчивая миф о старческих недугах. От звона металла, от «неистовой пляски», разворачивающейся в метре от зрителей, нельзя было не закрыть глаза, не вжаться в кресло.

Фото: Imperium Theater

— Идея создания ассоциации появилась после того, как начали ставить сцену боёвки для читки. Сейчас Ice blades находится на стадии становления, ассоциацию можно считать клубом по интересам. Суть тренировок заключается, как в изучении искусства боя на мечах, так и в развитии физической формы, психологической разгрузке — чего не хватает в наше время современному человеку, — рассказывает о внутренней кухне постановки Виталий Парфёнов, играющий Геральта. — Для читки продумывали не только зрелищный бой, но и с упором на логическую завершенность ударов. Поэтому каждую тренировку мы по кускам собирали, оттачивая раз за разом придуманную сцену. Единственное, столкнулись с тем, что многие финты и махи пришлось ужать по расстоянию, потому как в помещении всё же места меньше, чем на открытой площадке.

После боя герои оказались в таверне. Из-под земли выросли стулья, на столе появились «щербатые глиняные кружки» с пивом, нехитрая снедь. Хозяйка заведения с радостью и опаской приняла ведьмаков, послушать о странствиях Геральта из Ривии собиралось все больше посетителей. В это время на экране позади актеров разыгрывались сцены из игр по мотивам «Ведьмака», кадры из фильмов под саундтреки прохождения. 

Как только закончился тизер из компьютерной игры «Ведьмак 3: Дикая охота», актеры приняли статичное положение и взялись за чтение первой главы книги «Последнее желание». Вместо чародеек, владелицы таверны с прислугой, за столом оказались автор, ведьмак, король Фольтест, градоправитель Велерад и придворный Острит. Труппа оживила историю принцессы-упырицы, родившейся от связи короля Фольтеста с его сестрой Аддой, ввела зрителей в круг тех немногих, кому по праву можно знать о ведьмачьих примочках.

Фото: Imperium Theater

— Мне захотелось охватить нечто новое и взять литературное произведение. «Ведьмак», по моему мнению, подходит идеально. Он раскрывает потенциал мечей, которые мы недавно приобрели для скандинавского спектакля. У тому же, мы объединились с ассоциацией Ice blades, — комментирует выбор материала для постановки и будущий повтор читки художественный руководитель Любовь Комарова. — В октябре, конечно, все изменится. Мы добавим больше перформанса, мечей и урежем текст для лучшего понимания происходящего, актёр, играющий главную роль, будет другим. После первого показа я всегда общаюсь с труппой, обсуждаю сильные и слабые стороны, стараюсь довести дело до идеала, ведь мы как живой организм — растем и изменяемся. 

Когда действие снадобья, «в основном состоящее из чемерицы, дурмана, боярышника и молочая» для повышенной реакции, в крови Геральта кончилось, он уже одолел упырицу. Больше шести лет она держала Вызиму в страхе, заставляла закрывать двери на семь замков и приковывать к воротам заброшенного дворца преступников. То замирающие, то делающие чтение громче актеры смолкли, когда ведьмак выполнил свой заказ и раненный заснул в королевских владениях. Лишь тогда спала завеса мрачного средневековья, отступила угроза появления василиска и больше не было необходимости в снятии заклятий. Актеры Imperium Theater отложили страницы главы и пригласили зрителей к обсуждению произведения в камерной обстановке, напомнив, с какой чуткостью относятся к посетителям спектаклей.

Для тех, кто не был ранее знаком с циклом книг Анджея Сапковского, читка оказалась рывком в неизведанный и опасный мир колдовства, где на каждом шагу может поджидать возвращенное к жизни магией существо. Труппа же, по сей день существующая лишь на благотворительные взносы, в очередной раз доказала: театр никогда не повторяется. Он готов к нестандартным подходам и способен удивлять аудиторию.