Протест в закулисье

Завоевать авторитет в стендап-комедии не так легко, если тебе 17 и ты девушка с нефеминной внешностью. Сбрить волосы как протест за осуждённых журналистов тоже непросто. Это хорошо знакомо Еве Машуковой — стендап-комику из Зеленогорска. Она приоткрыла закулисье юмористической деятельности и поделилась c UU инсайтами своего протеста в поддержку журнала DOXA. 

Ева выступает наравне со взрослыми. Её деятельность началась с КВН и продолжается в стендап клубах.

— В Зеленогорске нет направления стендап в принципе, поэтому я начинала с КВН. Сейчас для выступлений я приезжаю в Красноярск, это четыре часа на автобусе. Среди комиков даже есть шутка, что в жанр стендап не приходят психически-здоровые люди — только те, у кого есть проблемы и они хотят с ими поделиться. Это одна из основных причин моего выбора, так как даже когда тебе плохо, сцена спасает. 

Фото: из личного архива героя

Страх быть не смешным

Ева выступает в клубах, где основной состав — это парни от 20 лет. Мешает ли ей это? Ни капли. Ева отвечает просто — это всё не важно. Ведь каждый человек найдет как поддержку от зрителя, так и несогласие. 

— Чаще всего бывает так, что я сильно младше других участников. Конечно, был страх облажаться, но меня очень греет мысль, что всем понравиться невозможно. И если люди смеются над моими шутками, значит я всё делаю правильно. Юмор для всех разный. Не помню, кто это сказал, но: «Нет мужского или женского юмора, нет взрослого или детского юмора. Есть смешно и есть не смешно»

Сбрить волосы за свободу слова

В XXI веке мы наблюдаем то поколение молодых людей, которое готово высказывать своё мнение, не боясь идти на жертвы. Мы так же готовы содействовать друг другу, чтобы дать огласку важным вещам. Например, Ева побрилась налысо. Она поделилась, что таким образом поддержала незаконно осуждённых редакторов университетского журнала DOXA. 

Фото: из личного архива героя

В период митингов по стране университетский журнал DOXA, (прим. ред. —  основанное студентами ВШЭ), как и многие новостные порталы, освещали эту тему. В журнале появился пост на тему «Что делать, если вы несовершеннолетний и вы оказались на митинге», так как в то время часть митингующих были не достигшими 18 лет. 

Этот пост трактовали как призыв детей выходить на протест, что повлекло за собой уголовное дело о причинении вреда несовершеннолетним. Сейчас редакторы находятся под домашним арестом. 

— Я давно была подписана на этот журнал, и когда на них завели уголовное дело одна из осужденных редакторов, Алла Гудникова, в качестве протеста побрилась налысо. Я поняла, что не смогу поддержать их материально, но я могу поддержать идею. Для меня очень важно быть не аполитичной. Свобода слова для меня очень много значит. И я побрилась.  Прекрасен тот факт, что реакция общества на этот поступок была положительная. Ни один человек не сказал мне ничего плохого —  все поддержали. 

Темы «не для сцены»

Какова ситуация свободы слова и обсуждения политики, когда тема касается выступления с монологом на сцене? Не раз мы наблюдали ситуации, в которых юмористы подвергались обвинениям, удалению их контента с интернет-площадок и даже преследованию и уголовному наказанию. Ева — комик, и она понимает свою ответственность, придерживаясь определенных принципов. Если тема может потенциально оскорбить какое-то количество людей, то она предпочтет не затрагивать данный вопрос. 

— Я не шучу про политику, про религию и меньшинства. Я сама для себя это обозначила. И не потому, что я боюсь, а потому что я считаю, что юмор никого не должен обижать. Также ты понимаешь над чем зритель будет смеяться, а над чем нет. Например, в сентябре я была на стендапе и один из комиков очень не смешно шутил про феминизм в таком типичном стиле, и в зале стояла гробовая тишина. Некоторые шутки были смешные, но все понимают, что эта тема не для смеха и никто не смеялся, ни мужчины, ни женщины.

Фото: из личного архива героя

Говоря о грани юмора и оскорбления, Ева подметила, что грань довольно трудно найти, поэтому каждый комик хоть раз оступался. 

— Опять же, где эта грань между «Шутка может обидеть большое количество людей» и «Шутка никого не обидит»? Потенциально, любая шутка может обидеть. Я могу пошутить про то, что я люблю гусей и какой-нибудь человек, который ненавидит гусей, обидится. И что, теперь не шутить? Просто надо иметь грань, только её очень трудно находить, поэтому каждый комик хотя бы раз проваливался в этом плане. В общем я для себя выбрала путь обходить острые темы. 

Сексизм в юморе

Ева не раз сталкивалась с сексизмом со стороны зрителя, в том числе это шло в совокупности с указанием на нефеминную внешность. Она рассказала, каков путь женского юмора в стендапе. 

— С возрастом никаких подобных комментариев не было, а вот то, что я девушка —  это постоянная тема.  В представлении многих, женская комедия — это то, что происходит на «ТНТ», где все шутят про бывших, про секс, вещи, платья и тому подобное. Соответственно эти темы изначально имеют предвзятое отношение. Задача девушки-комика либо поддержать это предвзятое отношение, либо разрушить. Я придерживаюсь второй позиции. А с сексизмом сталкивалась только со стороны зрителей и подобного было очень много.

Вот некоторые ситуации, которыми поделилась Ева:

— У меня в качестве отрицательных историй есть случаи, как я выступала и после монолога ко мне подошел мужчина, его фраза звучала в духе: «Так классно, ты девочка, ты так классно шутишь, но вот отрастила бы ты волосы и с тобой можно было бы познакомиться». Это, скорее, не потому что я девочка, а потому что я так выгляжу.  Была ещё ситуация про волосы: меня спросили, подстриглась ли я для того, чтобы выделяться на фоне других комиков. Это было странно, и конечно, это не так. Мне сказали, что этой прической я пытаюсь косить под парней-комиков, чтобы ко мне относились лояльнее, так как к женскому юмору отношение скептичнее.

Фото: из личного архива героя

—  После выступления подходила девушка и говорила «Как здорово! Ты не шутишь про бывших, про все эти стереотипные женские темы, ты разрушаешь о нас стереотипы, это так круто». Справедливости ради, моё самое первое выступление на сцене клуба было именно про бывших и оно было смешным, люди смеялись.

— Также у меня была очень позитивная история. Однажды у меня в монологе был блок про смерть моего близкого друга. Другой комик сказал мне что-то наподобие «Вау, это так здорово, я бы так не смог, ты девушка и по стереотипам от девушки слушать про смерть со сцены это не очень, а ты рассказала, при этом это было смешно». Вот это самый приятный комплимент, который я когда-либо слышала. 

Ева — далеко не последний пример интересной и неординарной личности. Все мы уникальны. Нужно учитывать, что в любом деле вы найдёте своих единомышленников, критиков и равнодушных. Ева столкнулась с этим в жанре комедии, но показала, что успеха можно добиться, невзирая на подобные факты, а даже неформальное выражение поддержки (будь то протест или согласие) поддерживается обществом и является действительно важным.