UnitedBerlin: четыре оммажа и гастроли в Новосибирске

26 октября в Государственном концертном зале им. А. М. Каца выступил известный немецкий коллектив UnitedBerlin, который исполняет современную академическую музыку. Изначально, это программа должна была прозвучать 24 мая этого же года в церкви Святой Елизаветы, но коронавирус внёс свои изменения в планы как коллектива, так и нашего города. Год назад в Новосибирске проходил фестиваль современной музыки «Сибирские сезоны», в рамках которого планировался концерт коллектива. Но получилось через год, удачно совместились все факторы — новая программа была ещё не обыграна в Берлине, в России проходит «Год Германии», а Гёте-Институт в Новосибирске совместно с «Сибирскими сезонами», наконец, смог привезти ансамбль.

В итоге, после всех перипетий, в Новосибирске прошли целых две мировые премьеры: прозвучали техно-кантата Eva для голоса, ансамбля и электроники (2021) Константина Хойера (Konstantin Heuer) и партитура Ральфа Хойера (Ralf Hoyer) Im Labirinth (2021). Кроме премьер прозвучали Domeniche alla periferia dell’impero: seconda domenica (2000) Фаусто Ромителли и Radio Rewrite, for ensemble (2012) Стива Райха. 

Как сообщает UnitedBerlin, при составлении программы они заметили неожиданное совпадение: все произведения задуманы их авторами как дань уважения другим композиторам — учителям, вдохновляющим личностям или музыкантам другого жанра. Диапазон почетных имен и организаций протягивается от Бетховена (Ральф Хойер), Жерара Гризе (Фаусто Ромителли) и Band Radiohead (Стив Райх) до техно-лейбла Ostgut Ton и Gefühl Berlin в Берлине (Константин Хойер). 

О композиторах 

Константин Хойер — молодой немецкий композитор, который создает музыку для акустических и электронных инструментов. Среди его музыки мы можем найти оркестровые, камерные и вокальные пьесы, а также более специализированную и специфическую электронную музыку.

Константин родился в Лейпциге, изучал композицию в Ростоке, Гааге и Штутгарте, жил в Пекине и Париже. Получил престижную премию Gaudeamus Price в 2012 году, которую проводят в Нидерландах с 1957 года (российские музыканты эту премию получали только дважды — в 2003 году Дмитрий Курляндский, и в 2015 году Александр Хубеев). 

Ральф Хойер родился в 1950 году в Берлине, учился в Берлинской высшей школе музыки имени Эйслера. Написал композиции для камерных ансамблей, хора, оркестра, камерной оперы и электронных инструментов, принимал участие в создании театральных представлений, мультимедийных проектов и звуковых инсталляций. 

О коллективе

United Berlin был создан в год падения Берлинской стены в 1989 году как символ воссоединения музыки разделенного города. Так или иначе, это могло повлиять на то, что коллектив исполняет совершенно разные программы современной музыки, а также преодолевает не только музыкальные, но и территориальные границы, выступая по всему миру от Албании до Бразилии, от Польши до Франции, от России до Южной Кореи.

У истоков коллектива стоял скрипач Андреас Бройтигам, который сейчас выполняет роль руководителя коллектива. У UnitedBerlin есть художественный руководитель — это Владимир Юровский, известный музыкант, дирижёр симфонического оркестра Берлинского радио и музыкальный директор Баварской оперы, а также старший брат Дмитрия Юровского — главного дирижера НОВАТа. 

Связь UnitedBerlin с Владимиром Юровским уходит корнями в начало 90-х. В то время, после учебы, он стал совсем молодым приглашенным дирижером в Komische Oper Berlin. С 1994 по 2002, прежде чем его карьера взлетела до небес, они с ансамблем смогли сделать огромное количество совместных проектов. Но позже его должности главного дирижёра Лондонского филармонического оркестра и художественного руководителя Госоркестра России отнимали значительно больше времени. С 2015 года он постоянно сотрудничает с коллективом в качестве художественного руководителя и советника.

О гастролях

Коллектив прилетел в город за три дня до концерта, чтобы не только не в спешке опробовать зал во время репетиций, но также провести мастер-классы для студентов Новосибирской консерватории. На этих встречах собирались не только студенты консерватории, но даже музыкальных школ. Особенно интересным стал мастер-класс для композиторов, в котором приняли участие Константин и Ральф. Музыканты в штатном порядке тепло отозвались и поблагодарили каждого из студентов, которые показали свои произведения, но без замечаний никто не остался. 

Проблемой этого композиторского мастер-класса было не то, что в на кафедре композиции теснились порядка 12 человек в маленьком помещении, и даже не то, что студентом пришлось показывать свою музыку, проигрываемую с помощью midi-редактора (а такие записи звучат крайне плохо), а скорее то, что истинного интереса композиторов к студенческим произведениям не было. 

Ральф Хойер говорит про одну из партитур после прослушивания:

«Поздравляю, очень хорошая вещь. Я даже сразу могу сказать, что если у вас будут хорошие исполнители, то музыка действительно будет “цвести”. Все инструменты хорошо звучат, вы отлично понимаете их специфику — в этом плане всё грамотно сделано. Но теперь вы должны идти дальше. И, как я уже сказал, это хорошее произведение. Лишь добавлю пожелания. В процессе прослушивания мне пришло на ум, что эта пьеса ни в одном месте меня, скажем так, не удивила. Музыка хороша чтобы исполнять на концерте или использовать в фильме. Лично для меня не хватило таких моментов, где я был бы смущен или ошарашен. Для меня искусство связано с внезапным сюрпризом или запутыванием. Эта, например, эта мелодия с аккомпанементом звучит так, как ожидается, но в искусстве, как и в жизни, всегда происходит что-то неожиданное, что концентрирует внимание зрителя на себе еще больше».

О концерте

Для города это большая удача — послушать коллектив такого уровня, который исполняет премьеры мировых композиторов. Но зрителей на концерте было порядка трети от всех мест в зале, что весьма печально. С современной культурой у нас в целом не очень. Не будем вспоминать все ситуации, которые возникали в дискурсе современного искусства, но лишь скажем, что фестивалей новой академической музыки у нас всего два — «Сибирские сезоны» и «Мартовский код». И то, «Сезонам» становится всё сложнее показывать первоклассные проекты, а «Коду» собирать людей в залах филармонии. 

Примечательно, что афиша этого концерта висит в непосредственной близости от афиши концерта Александра Малинина, где самый дешёвый билет стоит дороже, чем лучшие места на UnitedBerlin. Да и места практически все уже выкупили. 

Но, конечно, генеральный директор филармонии Александр Бочарников на пресс-конференции за день до концерта говорит соответствующим образом: 

«Филармония, как ведущая концертная организация региона, заинтересована в проведении музыкальных событий, в том числе и международных. Фестиваль “Сибирские сезоны” очень важен. Мы мечтаем, чтобы такие концерты были почаще. Надеемся, что любители современной музыки поймут, что должны слушать именно такие коллективы. Филармония безусловно участвует в годе Германии в России. Мы заинтересованы в том, чтобы у нас выступало как можно больше интересных музыкантов».

Сергей Шебалин, один из создателей «Сибирских сезонов» успокаивал:

«В современных условиях в последний момент начинают проявлять интерес к событиям, так что билеты еще есть».

Однако при всей низкой посещаемости, концерт прошел очень достойно. Перед концертом с приветственным словом выступил Генеральный консул ФРГ в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах Бернд Финке, директор Гёте-Института в Новосибирске Пер Бранд и руководитель фестиваля «Сибирские сезоны».

Но особенно хочется рассказать о двух премьерах, которые прозвучали в первом отделении концерта. 

Eva композитора Константина Хойера написана таким образом, что в ней происходит взаимодействие как реальной музыки, которая играется на сцене, так и звукорежиссера, который сидит в зале и в определенные моменты использует электронную музыку. Все эти причудливые звуки вместе образуют один гомогенный тембр. Идея кажется простой, но она весьма непроста для исполнения, так как дирижер должен собирать не только всех музыкантов, но и быть в одном темпе с звукорежиссером. 

В этом произведении использовано стихотворение немецкой поэтессы Эльзы Ласкер-Шюлер. В нем нет конкретики, но есть абстрактные образы, которые вызывают у слушателей какие-то ассоциации. В каком-то смысле в произведении идет речь о рождении мира, но там есть и любовные мотивы, романтическое, таинственное. Стоит уточнить, что немецкая поэтесса одна из представительниц экспрессионизма, такого направления в искусстве, для которого самым важным становятся чрезмерные чувства, и это стихотворение крайне сложно перевести на другой язык. Это поэзия в чистом виде, которая не поддается переводу.

Ральф Хойер написал свое произведение как оммаж к Людвигу вану Бетховену. В том году как раз был его 250-летний юбилей. У этого сочинения есть подзаголовок «В лабиринте». Это не просто сочинение, в которое вставлены цитаты из Бетховена, это диалог между нашей эпохой и временем, когда жил композитор. В самом конце произведения, когда музыка Ральфа Хойера заканчивается, музыканты начинают в импровизационной манере играть прямые неизмененные отрывки Бетховена вместе. 

Второе отделение оказалось привычнее для слушателей, ведь с Ромителли и Райхом многие из слушателей уже были знакомы. Ромителли черпал вдохновение из французской  спектральной музыки и, в частности, у Жерара Гризе. Райх же ссылался на две песни рок-группы Radiohead. 

Таких коллективов как UnitedBerlin, играющих слаженно и на высоком уровне сложную и, порой непонятную широкой публике современную музыку, действительно немного. Будем надеяться, что концерты современной музыки будут звучать в городе чаще. Хотя, с другой стороны, всем известные Бах, Шуберт, или Мусоргский тоже когда-то были малоизвестными современниками. 


копирайт: Гёте-Институт в Новосибирске / Фото: Сергей Мордвинов