Контент убивает

В последнее время цензура в интернете становится частым явлением. Недавний случай самоубийства 17-летней девочки в прямом эфире под трек ЛСП «Номера» всколыхнул общественность. Песня была удалена со стриминговых площадок из-за обвинений общества. Люди ищут причины суицида в контенте, из-за чего появляется больше ограничений для творчества артистов. Действительно ли интернет виноват в несчастных случаях и является ли его запрет верным решением?

Иллюстрация: Лиза Койнова

Заместитель директора МБУ Центра «Родник» Ольга Одияк и начальник отдела кризисной психологической помощи Евгения Петренко рассказали UU о психологии подростков и том, как на молодое поколение влияет контент.

Почему появляются мысли о суициде? 

Согласно исследованию портала Euronews за 2019 год, Россия занимает третье место в мире по количеству самоубийств на душу населения. «Центр защиты прав и интересов детей» выделяет следующие причины: страх перед наказанием, душевные болезни и домашние огорчения. А Евгения считает, что причиной подросткового суицида может стать ощущение дезадаптации — отсутствия сообщества, где бы подросток чувствовал себя принятым. Нет достаточного принятия в семье, нет понимания «кто я, чем я занимаюсь и чего вообще хочу?», но подтолкнуть на действие может любая ситуация.

Евгения Петренко. Фото: из личного архива Евгении

— Гибель любимого певца, финал любимого сериала— любое событие из жизни может иметь колоссальный размер и являться решающим — дополняет Ольга.

Что влияет на ценности подростка? 

— У подростков активно работает миндалина — структура в мозге, отвечающая за эмоциональность. Они очень восприимчивы ко всем социальным сигналам, и за счёт этого им важно всё, что о них говорят и думают. При этом их регуляторные процессы ещё не так совершенны, как у взрослых, поэтому очень многое, что с ними происходит, они часто не могут остановить, — утверждает Евгения

Ольга считает, что у человека в любом возрасте может произойти ситуация, которая перевернёт его мировоззрение.

— Однако у подростков это происходит чаще из-за этапа становления личности, — дополняет Евгения

По словам экспертов, одно травмирующее событие не может повлиять на смену ценностей подростка.

— Если ребёнок будет находиться в ситуации стресса или негативного влияния многократно и постоянно, то ему будет сложнее вернуться в позитивное русло. Однако однократное воздействие лишь отразится в его поведении, считает Ольга

Ольга Одияк. Фото: из личного архива Ольги

Она также утверждает, что если рядом находятся любящие родители и адекватные друзья, то ребёнок постарается выбраться из негативных мыслей. 

— Вряд ли нормальный стабильный подросток, пользующийся авторитетом у друзей и имеющий свой круг общения, будет искать негативный контент. Для этого нужно быть в состоянии переживаний. Случилась беда, и он в этих эмоциях пошёл искать то, что его сейчас отражает.

Интернет: вред или польза? 

Вопрос неоднозначен. Евгения говорит, что интернет — лишь одно из пространств для общения, которых у подростка много. Трудно найти среду, которая влияет больше всего.

— Наверное, было бы здорово, если бы мы могли найти причину и сказать «виноваты родители, давайте работать с родителями» или «виновата школа, давайте работать со школой». Но, к сожалению, так не бывает. Это как большое уравнение, где очень много составляющих, которые в результате дают единую картину. Что больше влияет или меньше с подростками точно не просчитаешь.

Для подростков в наше время интернет — неотъемлемая часть жизни. Для психологов его наличие — сложная тема. 

Иллюстрация: Лиза Койнова

— Доступность информации в какой-то степени — вред, потому что способов они могут найти сейчас гораздо больше, и это гораздо быстрее и действеннее. Нашёл — набрал — увидел — сделал. Но, вместе с тем, это большая польза. Если есть задача зацепиться и сохранить себе жизнь, то ребёнок может также найти способы в интернете. Чат-боты, телефоны доверия, онлайн-консультации. Масса информации. Тут всё зависит от желания. 

Помогает ли запрет контента? 

Евгения считает, что можно запретить любой контент, однако на «его место придут другие».

— В любом поколении есть такие песни. Запрещай, не запрещай — они есть, — дополняет Ольга. — Когда ушёл Виктор Цой огромное количество поклонников  пошли за ним. Если у человека всё-таки есть это решение, то переубедить его сложно. 

Эксперты говорят, что в большинстве случаев ребёнок сам находит контент, а не наоборот. 

— Когда я, например, разговариваю с подростками, у которых есть опыт самоповреждающего поведения я спрашиваю: «а где вы этому научились?» Получаю ответ: «ну, я искал информацию— нашёл». Ключевое слово «искал». 

Как авторы относятся к цензуре?

Тиктокер Юля Тулинова (настоящее имя Тимохин Андрей) рассказал о своём видении ситуации. Сам блогер является автором стихотворений, а также ведёт Tiktok, где помимо развлекательного контента публикует психологические советы. Тиктокер не раз сталкивался с цензурой своего контента. Канал Юли блокировали уже дважды, а видео нередко банятся платформой. 

Юля Тулинова. Фото: из личного архива Юли

Для него цензура больше лицемерие, чем польза.

 — Есть темы которые действительно не стоит затрагивать даже в шутку. И те, кто это не понимает, получает порцию осуждения от общества. Однако появилось много людей, которые, прикрываясь «оскорблённостью», тешат своё эго и самоутверждаются.

Юля не считает верным обвинения авторов в несчастных случаях. Но если  общественность всё же обвиняет автора, стоит воздержаться от резких высказываний.

— К сожалению, пытаясь как-то оправдаться, можно только всё усугубить. 

Как действуют алгоритмы Tiktok?

После удаления платформой аккаунта Юли в TikTok автор начал больше контролировать свой контент. При этом правила платформы для него кажутся таким же лицемерием.

— Скажешь слово на букву «Н» (прим. ред. —  жаргонное название афроамериканцев) и тебе хана. Это не защита прав — это самоутверждение с помощью «оскорблений». Но есть ещё одна проблема, которую потихоньку исправляют. Модерация контента происходит автоматически, то есть, если ты просто кому-то не понравишься и тебе накидают кучу жалоб, то тебя забанят.

Иллюстрация: Лиза Койнова

Что является главной целью творчества? 

Для Юли любой человек и артист говорит, как думает, делится эмоцией.

— Я поэт, творческая личность. И если мне будет плохо, я сложу об этом строчки. Я не ответственен за других людей и за то, как они отнесутся к тому, что я написал. У каждого своя голова на плечах и своя ответственность за свои поступки и действия.

Романтизация суицида — не проблема авторов, считает Юля.

— Творчество — высказывание своих эмоций и чувств. Донести до зрителя, да. Но не мысль, не идею, а себя и свою душу. Каждый, кто поёт, пишет или снимает — делится частичкой себя в надежде, что это найдет отклик.

Что делать родителям? 

На данный момент законодательство не предусматривает контроль контента родителями. Но если взрослые обеспокоены тем, что смотрит ребёнок, можно проводить беседы и в более юном возрасте и объяснять свою позицию, утверждают эксперты.

— Поскольку родитель покупает телефон ребенку, он может сразу установить правило: «я тебя люблю и уважаю, но при этом я просматриваю частично или полностью, и одобряю или не одобряю то, что ты смотришь».

В более взрослом возрасте важно не просто ограничивать ребёнка от определённой информации, но и находить причины интереса к такому контенту. Подросток с суицидальными наклонностями может никак не проявлять своих желаний и здесь важно общаться с ребёнком, следить за его эмоциональным состоянием и заботиться.

Иллюстрация: Лиза Койнова

— Существуют моменты, на которые стоит обратить внимание: перепады настроения; то, что они начинают писать в социальных сетях; когда они раздают свои вещи в качестве подарков. Но, опять же, речь о том, что у этого ребёнка должен быть кто-то рядом, кто будет обращать внимание. Ребёнка нужно знать, чтобы понимать, что это поведение для него нетипично. Это всё равно про близость, про окружение. 

Интернет упростил нашу жизнь и дал возможность поделиться своим творчеством с миром. Цензура была всегда, но важно не злоупотреблять ей. Говорить о проблеме самоубийства необходимо. Если подросток чувствует свою значимость, любой контент будет восприниматься правильно.