Михаил Шматов: «История есть у всего, и всегда найдётся тот, кто проявит к ней интерес»

Михаил Шматов — преподаватель кафедры отечественной истории НГУ, лаборант научно-образовательного центра «Наследие» и историк-исследователь советской эпохи. UU взял интервью у Михаила, в котором он рассказал о своих научных трудах, опыте преподавания и острых проблемах, связанных с его главной страстью — историей.

Как у Вас возник интерес к истории? Почему решили изучать отечественную историю?

— Изначально интерес к истории возник с желания лучше понять страну, в которой мы живём. Получилось это весьма необычно. В четвёртом классе мама купила книгу с чёрно-белыми фотографиями о Великой Отечественной войне. Тогда я интересовался биологией, динозаврами, НЛО — всем тем, что интересно учащемуся начальных классов. Мама тогда сказала: «Вот почитай, это по истории. Может заинтересует». На что я ей ответил: «Наверное, нет». Но потом подумал: «Это ведь книга о войне, а это интересно». Начал читать, и понимать, что война — это не только батальные сцены, техника, но ещё и люди. В этой книге были собраны истории о детях, подростках моего на тот момент возраста, более зрелых личностях. После прочтения я задумался через какие процессы прошла наша страна и кем мы являемся сейчас. Так сильно на меня повлияла эта книга. Позже я начал интересоваться теми, кто правил. Выучил кто такие Сталин, Хрущёв, Брежнев. Начал изучать что такое Советский Союз, Октябрьская революция, Российская империя. 

— Почему Вас интересует советология (прим. ред. — наука, изучающая Советский Союз)?

— Советология мне интересна по нескольким причинам. Во-первых, конечно же, из-за влияния моего замечательного научного руководителя Сергея Александровича Красильникова. Я, в общем-то, и шёл в НГУ, чтобы специализироваться у него. Во-вторых, советология актуальна. Если мы посмотрим на полки в книжных магазинах, большинство книг самых разных позиций и самых разных авторов именно про советский период. А я хочу заниматься не только тем, что интересно мне, но и тем, что интересно другим людям, доносить до них свою позицию. 

Чем занимаетесь на данный момент? В каких направлениях работаете? 

— На данный момент я работаю в нескольких направлениях. Для начала скажу, что завершаю написание кандидатской диссертации. Данный научный труд посвящен социально-политическим процессам 1930-ых годов. Для изучения я обрабатываю материалы ГАРФа (прим. ред. — Государственный архив Российской Федерации) и Государственного архива Новосибирской области. Помимо этого пишу несколько научных статей, посвященных проблематике мобилизации, а также читаю лекции в Центральной библиотеке им. К. Маркса. 

Помимо работы над собственными научными трудами, публикацией статей в новосибирских и томских журналах, Михаил активно выступает в качестве рецензента на научные труды своих западных коллег. 

— Несколько лет назад историк Ольга Великанова написала книгу, посвящённую политической культуре 1936-ого года. Ольга русского происхождения, но проживает в США. Я прочитал книгу на языке оригинала и понял, что есть тезисы, которые противоречат моему собственному подходу и решил написать к ней рецензию. Недавно она вышла на русском языке, но приятно осознавать, что моя рецензия появилась раньше. Приятно и то, что я, можно сказать, опередил тренды. Сейчас в научном сообществе книга вызвала заметный резонанс, а я заметил раньше, что она может вызвать этот самый резонанс.

Михаил рассказал UU об идее популяризировать историю Новосибирска и пространства вокруг него. Её реализация происходит весьма популярным способом — Михаил со своими друзьями ведут блог в Instagram. По его словам, так популяризировать историю очень интересно и эффективно.

— Ведём блог следующим образом: посещаем какую-нибудь природную, архитектурную или индустриальную локацию, фотографируем, снимаем reels или обычное видео, а затем пишем небольшой, информативный пост о ней. Подписывайтесь на нашу страницу и ставьте лайки!

Расскажите о Ваших исследованиях. Связана ли тема кандидатской диссертации с темой выпускной работы бакалавриата?

— Говоря о теме моих научных исследований, я начал расширяться хронологически и тематически. Я изучаю населённые пункты и их дальнейшую судьбу в Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, Алтайском крае и Республики Алтай. Временной промежуток моих исследований начинается с 1934-го по 1939-ый год.

— Говоря о преподавательской деятельности, насколько сложно выпускнику бакалавра попасть в состав преподавателей НГУ?

— Попасть в состав преподавателей НГУ достаточно трудно — конкуренция высокая. Говоря обо мне, я начинал преподавательскую деятельность ещё во время обучения. У нас на магистратуре был предмет, посвящённый проектированию пар. Я читал лекцию по тематике своей выпускной квалификационной работы. Также могу добавить, что принимал участие в программе кадрового резерва НГУ. Эта программа дала мне хороший опыт и новые знания о способах донесения информации до аудитории.

Михаил сообщил UU и о другом опыте, который дал ему возможность выступить в роли сопреподавателя.

— Мы с моим научным руководителем вместе вели пары по истории культуры. Это его курс, но он всячески привлекал меня к процессу — аспекты, связанные с моей специализацией и интересами рассказывал я.

Затрагивая тему насущных вопросов, на Ваш взгляд, нужно ли отделить археологов от историков?

— Для начала скажу, что не хочу никого обидеть и заранее прошу прощение. Но, на мой взгляд, археология — это отдельная дисциплина, которая создаёт источниковую базу для истории. Я твёрдо убеждён, что история человечества началась сорок тысяч лет назад, и это называется «история Древнего мира». «История Древнего мира» делится на «историю государств» и «историю первобытного общества». Большую часть своей истории люди жили без государств, то есть тридцать пять тысяч лет — это «история первобытного общества», и только пять тысяч последних лет — это «история государств». Древний Рим и Восток, Средние века, Новое и Новейшее время — всё это этапы истории. И вот здесь историкам в исследованиях помогают социологи, политологи, экономисты и археологи. Я считаю, что нельзя говорить, что археология — это история. Но это одна из дисциплин, с которой у историков может и должна быть междисциплинарность.

БЛИЦ-ОПРОС

Какой промежуток до настоящего момента кончается история и начинается современность?

Никогда. Даже то, что мы минуту назад говорили — это уже история. Я считаю, что историей событие становятся тогда, когда оно завершено. 

Бесят ли несостыковки в исторических фильмах?

Нет, это же фильм. Иногда даже веселит. Я понимаю, что фильм — это художественное произведение, который я смотрю с точки зрения искусства. Бесят скорее нестыковки в научных работах.

Играете ли Вы в компьютерные игры на историческую тематику?

Играл, но сейчас нет. Но как стартовая позиция для погружения в историческую науку игры могут играть хорошую роль, как и фильмы или фэнтезийные приключенческие книги.

Расскажите смешной исторический анекдот, который знаете.

Приходит как-то Леонид Ильич Брежнев в театр и спрашивает у своего адъютанта: «Скажите, пожалуйста, это что за произведение?». Тот отвечает: «Прокофьев “Ромео и Джульетта”». Брежнев спрашивает: «Это кто?». Адъютант ему отвечает: «Это Джульетта». «А это кто?» — продолжает Брежнев. «Это Ромео» — отвечает адъютант. «А где же тогда Прокофьев?»


Фотографии взяты из личного архива героя