Жизнь не берёт в свою игру

Спектакль «Петерс» Новосибирского государственного театра «Старый дом». Режиссёр — Андрей Прикотенко.

Сюжет

Спектакль «Петерс» поставлен по одноимённому рассказу Татьяны Толстой. Петерс (Анатолий Григорьев) зашёл в фотосалон, чтобы сделать себе фотографию на могилку. Разве это странно? Конечно, ведь он ещё молодой. Но сам он считает, что жизнь уже прошла мимо него.

Такое имя «Петерс» дала его любимая бабушка. Вообще, он Петруша, но ведь бабушка обучает его немецкому, вот и имя такое. 

Бабушка воспитывала Петерса с раннего детства. Он был тихим и послушным, не безобразничал, с другими детьми никогда не играл — в общем, чудо. Очень удобный ребёнок, у которого единственный друг — плюшевый заяц. Однако такой удобный ребёнок, вырос не совсем удобным взрослым. По сути, он — никто. Человек-невидимка, которого никто не замечает. Все его попытки найти любовь оканчиваются неудачей. Друзей у него тоже нет.

По воспоминаниям Петерса ведёт нас фотограф (Тимофей Мамлин), к которому герой обратился за фотографией на могилку, но теперь уже немного преобразившийся: вместо кроссовок — каблуки, на голове иногда появляются парики, голос и интонация меняются. То он говорить голосом и репликами бабушки, то, как надоедливый журналист, то — две девушки на лавочке. «Фотограф» одновременно и рассказчик, и внутренний голос Петерса, который хотел бы на что-то решиться, но не позволял себе. Возможно, это даже не голос, а дьяволёнок, который иногда готов крикнуть: «Бабушка съела моё детство!», «Я убью вас!», «Что там у вас за авария?!». Но это всё остаётся неозвученным. 

Этот маленький человек так и не может ни на что решится, пока жизнь проходит мимо него. Ему надо бы принять её жестокие правила, иначе она потеряет к нему интерес, как маленькая девочка, перед которой он не  смог пошевелить ушами. Возможно, всё, что надо, это улыбнуться жизни и вылезти из своей скорлупы. Тогда жизнь, наконец, возьмёт тебя в свою игру.

Декорации

Ещё до начала спектакля в зале играет музыка и выставлен свет. Ощущение, что зрители заходят в какой-то ночной клуб, где вот-вот начнётся крутое шоу. На сцене появляются актрисы-фотомодели и начинают готовиться к фотосессии, вслед за ними входит фотограф. Всё очень энергично и гламурно. Ожидающий за ширмой Петерс явно не вписывается в эту обстановку. Сцена начинает меняться под него. Вот он в квартире бабушки со старыми шторками, в библиотеке, в ночном клубе с цветным светом, блёстками и шестом или на улице мокнет под дождём. 

Декораций на сцене почти нет только пара стульев и занавески по кругу. Атмосферу и настроение эпизодам спектакля задаёт свет: тёплый желтоватый свет — ощущение чего-то старого и неприятного, холодный белый — зимний мороз и одиночество, яркий разноцветный — праздник и мимолётная радость.

В остальном сцена предоставлена полностью актёрам.

Впечатления

Во время просмотра спектакля в какой-то момент я пришла к выбору: смеяться или плакать, и выбрала первое. Почему такие противоположные эмоции? С одной стороны, Петерса жалко, ведь он не виноват в том, что стал таким. Его таким сделала бабушка, которая, конечно, любила его, но не подумала, какое будущее нужно ему самому, а не ей. Всё идёт из детства, и Петерс — тому подтверждение, он просто не умеет жить по-другому, он не понимает, как это сделать. Такой маленький, незаметный человек. С другой стороны, в своей неуклюжести Петерс смешон. Все его попытки что-то сделать похожи на неуверенный движения ребёнка, из-за чего по залу периодически пробегали смешки. Но это не злой смех, а скорее ироничный, когда и забавно, и хочется как-то помочь, подбодрить. Эта история заставляет задуматься, что, возможно, таких людей как Петерс довольно много, но они как будто невидимки, которые ничего не значат. Возможно, это будет полезно взрослым людям, которые воспитывают детей: подумать, правильно ли они это делают и не сломают ли своего ребёнка.

Для спектакля очень важен финал. Изначально он был с «перерождением» Петерса и удачно завершал историю. Но есть и оборванный финал, когда зрители не сразу понимают, что спектакль окончен. Странная концовка, когда Петерс вдруг «просыпается», скидывает с себя свой нелепый костюм и уходит, видимо, жить. Вылупляется как бабочка из куколки. Но в жизни это невозможно, ведь много лет герой всё делал по-другому, маловероятно, что в один день он бы всё это изменил. 

Такой скомканный финал оставляет ощущение, что ты чего-то недопонял, не получаешь ответа на вопрос «Что же произошло с Петерсом?», это остаётся раздумья.


Фотографии взяты из архива театра