«Королева красоты»: сожжённые письма, безумие и убийство

Постановка, на которую не сводишь детей, не предложишь к просмотру подросткам. «Королева красоты из Линейна» в Новосибирском областном театре кукол – кухонный триллер 18+, поднимающий тему домашнего насилия и родственных издевательств.

В открытых деревянных декорациях, символизирующих одновременно и кухню, и зал зрителей встречает весьма условная кровать и такой же стол. В постановке всё условно, кроме причудливой правды семейной жизни. На этом щербатом помосте уже готовы сойтись герои одноименной пьесы Мартина Макдонаха – надломленные ирландцы, которым достались мстительность, нравственная глухота и отчаяние, толкающее их на гнусности.

«Королева красоты из Линейна» – одна из тех человеческих историй, которые предпочитают не афишировать. В центре внимания предстоит Морин Фолан, некрасивая сороколетняя женщина, не скрывающая своей нелюбви к престарелой матери. Вынужденная прислуживать Мэг Фолан, терпеть её прихоти, она лишена интересов, права на личную жизнь, мечты и друзей. Кажется, даже на прошлое дочери Мэгги объявила табу, напрочь позабыв, что рядом с ней находится кто-то живой и разумный. В её игру на расстроенных нервах Морин оказываются впутаны Рэй и Пато Дули – братья из соседнего дома, живущие по-настоящему. Благодаря им в доме Фоланов появляется что-то кроме супа «Комплан» с комочками и пахнущей мочой раковины.


«Эмоциональное, нравственное и духовное развитие человека не успевает за грандиозным индустриальным ростом. Меняются особенности восприятия и обработки информации, и людям, чтобы испытать настоящие чувства, нужны более сильные раздражители, чем раньше. Нас уже не удивляет ничего — ни откровенно сексуальные сцены, ни кровавые сцены убийства. Мы стали толстокожими. И Макдонах в этом смысле очень «зашел» публике. Он чёрный, физиологичный, очень телесный автор — и тем самым заставляет зрителя что-то почувствовать. Он дает театру то, за что люди сегодня отдают предпочтение кино: страсть, скорость, более откровенные темы. Мне кажется, театр потому так активно и взялся за Макдонаха, чтобы от кинематографа не отставать. Сегодня сложно найти драматический театр, в афише которого не было бы спектаклей по произведениям этого ирландского драматурга», 

— Эльмира Куриленко, режиссёр.

Чтобы поставить пьесу, художница Александра Павлова смастерила четыре куклы. Своим видом они напоминают деревянных или каменных големов, с чертами, как завещали классицисты: лицо Морин перекошено в безумной гримасе, Мэг подобно пню восседает на кровати и даже руки разного размера выдают её сумасшествие, нос Рэя Дули раскрывает в нём сплетника, а Пато… Пато рыцарь на белом коне, влюблённый в Морин, и выглядит соответственно штампу. Точно подобранный образ с первых секунд позволяет догадаться о непростой семейной драме родом из Ирландии 90-х годов.

Неизменяющиеся куклы, переходящие из рук актеров, управляющих Мэг, меняются с тенями Морин. Режиссерский приём «все играют всех или все играют одного» открывают следующий секрет пьесы: все на сцене сходят с ума одинаково, их мотивы банальны и знакомы каждому. Музыка и заводные танцы, разговоры под луной, пошлые шутки и откровенные сцены split-драмы лишь усиливают шизоидное состояние главной героини и стирают границу между персонажами. Не столь важно, существовали ли допросы в доме Фоланов на самом деле, было ли предложение уехать из Линейна и зажить в Америке, взаправду ли Морин и Пато провели счастливую ночь – в итоге ни один из героев не побеждает в смертельной бойне за свое счастье.


«В этом и заключается искусство кукольника, когда все зрители видят, что это неживая материя, но мастер вдруг делает нечто такое, что мы начинаем верить, что она дышит, смотрит, страдает. Когда неживая материя вдруг испытывает такие же чувства, как ты сам, наступает момент узнавания: «О! Я тоже об этом думаю! Я тоже так чувствую!» На этом парадоксе узнавания эмоций и строится прекрасная иллюзия театра кукол, ради которой стоит смотреть не только детские, но и взрослые спектакли. Макдонах, поставленный в специфике театра кукол, напрямую обращается к интеллектуальному зрителю. К тем, кто вместе с командой создателей спектакля строит историю и встраивает в неё свое восприятие»,

— Эльмира Куриленко, режиссёр

Во время погружения в историю легко почувствовать два ощущения. Во-первых, Новосибирский областной театр кукол больше никогда не будет прежним. Кощунственно было думать, что куклы созданы для детей и сказок. Решённая с их помощью постановка позволяет абстрагироваться, задуматься, насколько мерзки оказываются выпады в сторону родных людей, до чего способны довести издевательства и непрощение. Во-вторых, хочется бесконечно сравнивать себя с героиней и понять, насколько ваши отношения похожи на макдонаховскую выдумку. Возможно, сдать маразматичного родственника в дом престарелых не так плохо? А в раскрытии сексуальных желаний таится единственный выход изменить ситуацию? В любом случае это уже не важно, если на свет появилась кочерга. Тогда только и остается, что считать до пятисот: четыреста девяносто девять, четыреста девяносто десять…

В постановке сквозит болезненная любовь к раненному человечеству, декаданские мотивы, считываемые искусствоведами. «Королева красоты» вытаскивает из тени истории зрителей, вполголоса переговаривающихся в очереди в гардеробе: «У Маринки точно такая же ситуация», «Я бы не смогла с матерью жить, вот помню поругались…», «Гнилой городишко у них. Очень знакомо». Зритель, не доведённый в реальности до тех же граней абсурда, оказывается способен отрефлексировать бытовое и социальное, выходя из театра уже готовым быть терпимей к эгоизму окружающих.


Комментарии Эльмиры Куриленко взяты из интервью – https://newsib.net/kultura/elmira-kurilenko-takoj-makdonax-blizhe-k-pravde.html

Фото: Виктор Дмитриев