Начало конца 

*Instagram и Facebook, принадлежащие компании Meta Platforms Inc, признаны экстремистскими, деятельность в РФ запрещена.

Иллюстрации: Лиза Койнова

После блокировки Instagram* в Совете блогеров заявили, что 67% пользователей потеряют свой доход. Для хэйтеров это стало поводом для радости, ведь блогеры потеряли работу. 

По всему интернету разлетелось видеообращение Николая Панина, мэра Тимашевска, и вызвало бурную реакцию среди блогеров. Николай призвал «блохеров» наконец-то взяться за голову и заняться делом:

— Приходите, приглашаем вас, у нас есть вакантные места: косарями, уборщиками и рабочими по благоустройству. Мы вас ждём!

Сменят ли блогеры сферу деятельности и будут работать кассирами, уборщиками, разнорабочими? Они уверяют, что не останутся без работы, но один вопрос все же остается открытым: что будет дальше? Давайте разбираться. 

Что произошло?

4 марта 2022 года для российских пользователей был заблокирован Facebook*, а затем 14 марта Instagram*. Чуть позже, 21 числа, деятельность этих интернет-площадок признали экстремистской. Глобальные изменения в интернет-пространстве повлияли на всех пользователей Instagram*, особенно на блогеров и предпринимателей. У большинства бизнес-аккаунтов снизились охваты, что привело к снижению заработка. 

Пользователи поделились на две группы: на тех, кто паникует, и тех, кто позитивно смотрит на ситуацию с блокировкой. Блогеры столкнулись с одной проблемой — перегнать всю аудиторию на другие площадки невозможно. У российской телеведущей, певицы и актрисы Ольги Бузовой 23,1 миллиона подписчиков в Instagram*, а в Telegram-канале и «Вконтакте» не доходит даже до одного миллиона. У блогера и модели Оксаны Самойловой «Вконтакте» 300 тысяч подписчиков, в то время как в Instagram* 15 миллионов. 

Разница колоссальная, но это пока только начало — спустя время аудиторию можно нарастить. 

Дарья  — блогер и SMM-специалист, работает в этой сфере уже 1,5 года. Она рассказала о том, что подписчики, которые продолжили смотреть контент блогера в Instagram* — это самая живая аудитория — на них и необходимо работать. 

— Не нужно бросать тех людей, которые остались с вами, ведь они самые целевые. Это люди, которые максимально заинтересованы в вас. 

Пользователи не ушли в никуда, а перешли на новые площадки, поэтому сейчас нужно экспериментировать и постепенно наращивать аудиторию. 

Иллюстрации: Лиза Койнова

Отток пользователей

После блокировки Instagram* у людей была возможность пользоваться площадкой с помощью VPN, однако охваты все равно снизились. 

— Произошел большой отток пользователей. Первая волна из-за блокировки Instagram*, ведь не все знают, что такое VPN. Вторая волна произошла, когда у VPN  заканчивался бесплатный трафик и контент плохо прогружался, люди бесились. Ну и негатив, совершенно другое восприятие контента. Из-за волны негатива и переживаний люди просто не хотели заходить в инсту, ведь они и так на панике. Теперь контент нужно выстраивать по-другому.

Большинство людей устали включать и выключать VPN, а со временем такая необходимость пропала. За короткий срок интересы и ценности пользователей поменялись: блогеры, которые показывают свой «успешный успех» больше не заходят; а наблюдать за слезами и паникой других становится в тягость.

— Я отписалась от многих блогеров, ведь мои ценности больше не сходятся с их ценностями. Паника по поводу охватов вызывает негатив. У людей свои заботы и страхи, им не особо интересно наблюдать за чужой жизнью.

Сейчас людям нужна поддержка и мотивация. В первую очередь, им важна полезность и экспертность. Аудитория нуждается в таких же простых людях, ведь им не понять проблемы блогеров. 

— Людей волнует вопрос «что будет дальше?». Санкции, цены, кризис и будут ли сокращать места. Сейчас, на моей практике, больше заходит мотивационный контент. Я на своем примере показываю, что если у вас забрали площадку, не нужно сдаваться — необходимо искать выход. 

Строить идеальную картинку уже неактуально: пользователи хотят наблюдать за такой же жизнью, как у них. Из-за нестабильной ситуации интересы людей будут продолжать меняться, поэтому, чтобы завоевать внимание аудитории, нужно тестировать разные способы подачи контента.. 

Куда после Instagram*?

Интернет —  это огромное пространство, а его пользователи способны адаптироваться к любым глобальным изменениям. Блокировка Instagram* — это не конец, а начало чего-то нового. Существуют другие площадки, на которых сейчас происходит быстрый прирост пользователей. 

— Альтернативных площадок достаточно много. Основные, на которые произошел переход — Telegram и «Вконтакте». Есть еще площадка TenChat, там можно находить заказы и полезные знакомства. 

Иллюстрации: Лиза Койнова

«Вконтакте»

Всё новое — это хорошо забытое старое, ведь сейчас многие восстановили свои страницы в «Вконтакте» или создали новые. Пресс-служба сайта сообщила, что «Вконтаке» пользуется более 50 миллионов пользователей и дневная аудитория выросла на 4 млн (8,7%). По данным SimilarWeb «ВК» занимает четвёртое место по посещаемости, а Instagram* — девятое. 

Многие недооценивали эту площадку, но она оказалась удобной заменой Instagram*. 

—  «Вконтакте» хорошо подойдет для бизнеса, потому что у него крутой функционал. Можно сделать сайт, рассылки и собрать отзывы. «ВК» максимально приближен к Instagram*, так как можно писать посты, снимать истории и клипы. Не придётся долго привыкать, — рассказала Дарья.

Плюсы данной площадки — таргетированная реклама, рассылки, чат-боты, магазины и клипы. Из минусов только то, что истории не так актуальны среди пользователей в «Вконтакте», но через время истории наберут такую же популярность, как и в Instagram*. 

Telegram

В TGStat.ru посчитали, что в новостные Telegram-каналы пришло 19,5 миллионов новых пользователей. Тем не менее, Telegram не подходит для замены Instagram*. На площадке отсутствуют бизнес инструменты и таргетированная реклама. 

— Для бизнеса «телеграмм» не подходит. У него ограниченный функционал, но как дополнительная площадка, чтобы зарабатывать себе имя, вполне подходит. «Телеграмм» подойдет для экспертов, но не приспособлен для ведения ежедневного контента — тут заходят тематические каналы.

Также Дарья рассказала с чем сталкиваются каналы:

— Помимо конкуренции с другими «телеграмм» каналами, у нас конкуренция с личными чатами человека, которые он не выкинет из жизни. Если часто постить контент, то звук выключат, и про вас забудут. Оптимально постить контент 2-3 раза в неделю.

У пользователей Telegram звук на все каналы в основном отключён: они целенаправленно заходят и читают только необходимую информацию. Площадка подходит для привлечения новой аудитории. Дарья выделила преимущества Telegram:

— Тут появились эфиры, скорее всего появятся сторис. Эфиры классно вести, потому что их можно слушать в формате войсов (прим. ред. — голосовых). «Телеграмм» можно развивать, набирать аудиторию и продавать рекламу, потому что она уже очень дорогая. Можно продавать свои услуги, если ты эксперт. 

Формат lifestyles не заходит на площадке. Аудитория в Telegram — читающая, что сильно отличается от концепции Instagram*. Для бизнеса больше подойдет Вконтакте. 

TenChat

TenChat — это первая деловая социальная сеть, которая подходит для бизнеса. На сайте они заявляют:

— TenChat — больше, чем социальная сеть. Мы берём лучшее от популярных сервисов, баним инфоцыган и помогаем находить нужных людей для любых целей: от простых знакомств до карьеры и бизнеса. Проще говоря, это «русский Facebook», который взял лучшее от ресурсов по поиску работы, профильных медиа и WeChat. 

Основатель TenChat Семён Теняев рассказал, чем актуальна площадка:

— В деловом сообществе давно существует «слепое пятно» — у нас нет единой информационной среды, платформы для бизнес-знакомств и нетворкинга. Доступные в России соцсети отчасти закрывают эти потребности, но в них слишком много людей, сервисов и инфошума. Важное отличие TenChat состоит в том, что это приложение исключительно для делового общения, без спама и котиков, только по делу. За этим следят и алгоритмы, и штат модераторов.  

Социальная сеть подойдет для предпринимателей и экспертов, которые могут найти новые знакомства и поделиться собственным опытом. 

Иллюстрации: Лиза Койнова

Возможности

Блокировка Instagram* уравняла возможности каждого человека. Блогеры-миллионники и начинающие блогеры при переходе на другие площадки будут начинать с нуля. Дарья объяснила: 

— Немногие крупные блогеры вели «телегу» и «вк», теперь им тоже нужно учиться. Да, у них есть преимущества: часть аудитории они заберут, у них есть команда. Однако сейчас каждый может продвигаться на других площадках и занять очень хорошую позицию. Сейчас открываются новые возможности для начинающих блогеров.

В Instagram* были не только блогеры и предприниматели, но и сторисмейкеры, дизайнеры, создатели рекламных подач, таргетологи, фотографы, копирайтеры и так далее. Такие специалисты сейчас особенно востребованы, так что каждый человек может освоить новые профессии и начать зарабатывать. 

— Возможно будут появляться новые профессии. Сейчас уже ищут менеджеров по «телеграмм», высокий спрос на таргетологов в «ВК». Будут появляться дополнительные источники заработка. 

Дарья посоветовала попробовать себя в новых направлениях и площадках: 

— Просто начинайте делать. Пока сидишь и думаешь на какую площадку идти, где искать клиентов, и какие услуги предоставлять, другие уже пробуют и приобретают опыт. Будет тяжело, но если поработать сейчас, то спустя полгода можно добиться хороших результатов. 

Сейчас перед каждым открываются новые возможности, главное — анализировать каждое действие и не останавливаться. В связи с последними событиями, Дарья удалила Telegram-канал с двумя тысячами участников и завела новый. За три недели там набралось 325 участников. Она на своём примере показала, как можно заработать доверие и внимание аудитории. Вот, что сейчас необходимо людям — мотивация. 

— Если у вас есть знания и опыт, вы сможете и в другом месте начать сначала!