Искусство смерти

Когда человек слышит слово «смерть» в его голове возникают страшные картины похорон, смерти близких. Однако для деятелей искусства смерть была и остается предметом вдохновения и темой для творческих работ. Можно ли относиться к смерти как к музе, а главное как смерть стала предметом искусства? 

Пляска смерти

Смерть как персонаж 

«Смерть» у большинства людей ассоциируется со скелетом или фигурой в мантии с косой. Однако у смерти много лиц. У Шумеров (6 тысячелетие до н.э.) это бог смерти Намтар. В Древней Греции (4-3 тысячелетие до н.э.) — бог царства мёртвых Аид и Танатос, олицетворение смерти.  В древнем Египте (4-3 тысячелетие до н.э.) упоминались такие психопомпы (проводники душ умерших в подземное царство мёртвых), как Анубис — бог мумификации и погребальных ритуалов и Акен  — бог, перевозивший души мёртвых на лодке Месекет в подземное царство. В израильской традиции (2 тысячелетие до н.э.) лицом смерти считался ангел смерти Азраил. 

С XIV по XVI вв. смерть начали изображать в иконографии и она приобрела новые облики. Одной из причин активного олицетворения смерти стала эпидемия чумы XIV века. Первый и самый известный мотив: «Пляска смерти» — изображение Смерти, которая ведёт в могилу людей, принадлежащих к разным сословиям. Сюжет можно увидеть на гравюрах, фресках, офортах, а также в скульптуре, алтарной живописи и книжной миниатюре. Жанр задумывался как способ показать равенство всех и каждого перед лицом смерти.

Помимо «Пляски смерти» появились мотивы «Трое мёртвых и трое живых» и «Триумф смерти».

Трое мёртвых и трое живых

«Трое мёртвых и трое живых» в иконографии изображает встречу ​трёх юношей: принца, графа и герцога — и трёх оживших мертвецов. Первый мертвец предупреждает живых о том, что скоро они будут так же уродливы, как он; второй жалуется на тяготы жизни в аду; третий призывает свыкнуться с неизбежностью смерти. Первые произведения, повторяющие этот мотив, были расположены в церкви св. Сеголены в Меце, но во время реставрации были утеряны.

«Триумф смерти» — сюжет, изображающий выжженную землю, где толпа мертвецов подвергает простых людей всевозможным пыткам. Наиболее значимым произведением, использующим этот сюжет, стала картина Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1561–1563 гг.. Брейгель выразил этой картиной тревогу и неопределённость людей накануне Нидерландской революции.

Триумф смерти

Женщина или мужчина? 

Традиционный образ смерти, возникший во Франции: старуха с косой — заставляет думать, что смерть имеет женский пол. Хотя некоторые культуры и верования, например бретонская мифология, признают смерть исключительно как мужскую фигуру. 

Лингвист, переводчица Мария Миронос считает, что всё зависит от языка. Так, например, в культуре романских языков смерть имеет женский пол из-за санскритского корня «мрт», который используется в словах женского рода. А «мужские» корени «дот», «дет» дают скандинавской, немецкой и английской смерти мужской пол. 

Смерть в облике женщины можно увидеть на картине польского художника Мариана Вавженецкого «Смерть смягчит любого» — это нагая девушка с черепом вместо головы. В стихотворениях французского поэта XIX века Шарля Пьера Бодлера образ смерти также предстаёт перед читателями в женском обличье. Так, например, в стихотворении «Пляска смерти» поэт описывает смерть как «тощую кокетку». 

«Смерть смягчит любого», Мариан Вавженецкий

Смерть-мужчину изображает Зигмунд Андричевич на картине «Смерть художника», где скелет в мужском одеянии играет на скрипке.

«Смерть художника», Зигмунд Андричевич

Существуют изображения, где смерть не имеет пола. Так, например, в картине Арнольда Бёклина «Автопортрет со смертью», играющей на скрипке» автор изображает скелет, скрытый в тени. Зритель может увидеть лишь череп и кисть руки, но никаких явных указаний на пол смерти нет. В картинах «Арлекин и смерть» Константина Андреевича Сомова и «Власть смерти» Уильяма Холбрука Берда смерть также изображена в виде скелета, у которого невозможно определить пол.

«Автопортрет со смертью», Арнольд Бёклин

«Конец века». Эстетизация смерти

Настроение в искусстве XIX–начала XX вв. — «конец века» (фр. «fin de siècle»). Это термин, который стал синонимом утончённости переживаний и нервной обострённости ощущений, пессимизма, усталости от жизни. Эпоха была наполнена трагизмом, что позволило теме смерти отразиться во многих сочинениях, например в 6-й симфонии Мясковского. Для воплощения драматургической развязки сочинения, связанной с трагическим исходом, композитор ввёл средневековый хорал и стих «Что мы видели». В литературе изображение смерти можно увидеть у Эдгара Аллана По. В рассказе «Маска красной смерти» повествуется о попытках главного героя — принца Просперо избежать Красной смерти — чумы, истребляющей население. 

Настроение «конца века» значительно изменило отношение к смерти и ее облик. Раньше это были скелеты, обтянутые кожей, и уродливые старухи. Теперь смерть стала главным предметом восхищения поэтов, художников и литераторов. Это явление получило название «эстетизация». 

Например, в стихотворении  «Падаль» Шарль Пьер Бодлер воспевает гниющий труп лошади, а в конце показывает, что его возлюбленную когда-то тоже «коснётся тленье». В другом стихотворении: «Смерть бедняков» — автор говорит о смерти, как о спасении. 

«Арлекин и смерть», Константин Андреевич

Смерть эстетизировали многие зарубежные поэты и писатели: Гюисманс, Шопенгауэр, Вульф. 

В произведениях русских авторов настроение «конца века» возникло несколько позже. У Брюсова, вдохновляющегося творчеством Бодлера, появились такие стихотворения, как «Trionfo della morte» («Триумф смерти»), «Кладбище», «Голос мёртвого». Эстетизацию смерти можно увидеть у Бальмонта («Смерть, убаюкай меня», «Смерть») и Ходасевича («О, если б в этот час желанного покоя…»). В своих стихотворениях о смерти размышляет Сологуб ( «Когда я стану умирать…», «Мой прах истлеет понемногу…»).

Смерть в музыке

Одними из первых композиций, которые были посвящены смерти, стали песни плакальщиц. В Греции появился трен или тренос — «плач», погребальное пение с оплакиванием и восхвалением усопшего. Самый ранний дошедший до нас трен — плач по Гектору (24 песня «Илиада»). В Византии тренос стал литературным жанром, который представлял надгробную речь о покойном. В Древнем Египте плакальщицы сопровождали похоронное шествие с музыкантами. У славян это были вопленицы. В христианстве считалось, что ведущую роль занимают церковные песнопения, обряды отпевания, а традиция приглашать на похороны воплениц принадлежала к языческим обычаям, поэтому к ней церковь относилась негативно. Но несмотря на это вопленицы пользовались большой популярностью, а особенно талантливых даже приглашали из других деревень.

«Власть смерти», Уильям Холбрук

В XVI веке тема смерти добралась до оперы, что способствовало возникновению реквиема. Реквием — состоящее из множества частей сочинение для хора. В основе лежат тексты заупокойной мессы католиков, положенные на музыку. Одним из ярких примеров является «Заупокойная месса» Томаса Луиса де Виктори. 

Когда в Петербурге строились католические храмы, начало развиваться хоровое пение западного образца. Первый «отечественный» образец реквиема создан композитором иностранного происхождения, проживающим в России — Осипом Антоновичем Козловским в 1798 году. Он был исполнен на похоронах польского короля Станислава Августа Понятовского в петербургской католической церкви.

На сегодняшний день в музыкальной индустрии нет однозначного отношения к теме смерти. Для одних это трагедия, другие ее романтизируют. Но чаще всего смерть освещается через призму самоубийств и убийств. Это связано, в частности, с существованием «Клуба 27». Современное отношение к смерти прослеживается в творчестве российского хип-хоп исполнителя ATL («Танцуйте», «Душегуб»), Олега ЛСП («Именно такой ’20», «Клюква»). Песни  последнего уже блокировали на территории РФ из-за найденных в тексте призывов к самоубийству. 

Фестиваль «48 часов»

Смерть в современном искусстве

В современной России не только музыканты посвящают теме смерти свои произведения. 

В 2021 году в рамках фестиваля  «48 часов Новосибирск», одной из главных тем для авторов стала смерть. Так, в перформансе «Папа» Полина Кардымон показала диалог с уже ушедшим отцом. Место проведения мероприятия стало своеобразным прощальным залом. На похоронах отца девушка не присутствовала, и диалог в рамках перформанса стал возможностью последнего прощания, которая важна для каждого человека. Девушка воплотила её через искусство. Настоящий прах отца привезти ей не разрешили, и она решила сжечь табличку со словом «папа». Импровизированный «прах» поместили в урну, с которой и общалась Полина. Перформанс показал душевные переживания человека, который потерял близкого, и помог выплеснуть эмоции зрителям. Для них были оборудованы специальные кабины, позволяющие написать письмо умершим друзьям или родственникам и после — утилизировать.
Искусство — способ пережить горе, которое приносит смерть, оно дает людям возможность научиться принимать ее, относиться к ней, как к обыкновенному явлению. Именно благодаря искусству человек может свыкнуться с мыслью о неизбежности смерти.