Красивая смерть

С развитием общества совершенствуются и похоронные традиции, как в техническом, так и в эстетическом плане. Так, некоторые костехранилища и катакомбы напоминают скорее музеи с собственным стилем. С чем связана традиция делать мертвых объектом искусства и как к ней относятся сегодня?

Катакомбы Капуцинов

В XVI веке католический орден Капуцинов, прибывший на Сицилию и получивший близ города Палермо в распоряжение маленький храм, решил расширить крипту.. Капуцины проложили ходы в известняковых пещерах, подвели к ним вентиляцию и вывесили тела усопших вдоль стен (перед этим их бальзамировали и наряжали). Изначально такой чести удостаивались лишь члены ордена. Позже о захоронениях узнала знать, а спустя несколько десятилетий уже любой горожанин за определённую плату мог быть погребён в катакомбах. Так появились коридоры женщин, мужчин, духовенства и профессионалов — тех, кто имел значительные достижения в какой-либо области. Были созданы кубикулы — маленькие комнаты для девственниц и детей. По желанию родственников осуществлялись перебальзамирование и переодевание. Последнее захоронение в катакомбах Капуцинов состоялось в 1920 году. Это была девочка по имени Розалия Ломбардо. На сегодняшний день она является главной знаменитостью катакомб, поскольку ее кожу не тронуло разложение.

 

Оссуарии

Существует множество мест похожих на катакомбы Капуцинов. Эти места называются «оссуарии» (лат. «os» — кость) — костехранилища. В них помещались кости, которые эксгумировали с кладбищ. Оссуарии распространены повсеместно. Самое известное костехранилище — парижские катакомбы. В них хранятся останки более трёх миллионов людей. Большинство из них было собрано с парижского Кладбища Невинных, которое находилось в центре города.

Роскошные мученики

Высшая дань уважения мёртвым — поклонение их костям. В период с XIV по XVI век, когда наибольшую популярность приобрел протестантизм, было принято решение извлекать тела первых христианских мучеников и направлять их в европейские приходы. Каждая кость обматывалась тканью, после чего собирался скелет, который облачали в богатые одежды и представляли как мощи святых. Даже самая маленькая европейская церковь хотела заполучить такого святого. Они не только стали символом веры и возрождения интереса к римской католической церкви у прихожан, но и объектом искусства.

Посмертный макияж

Посмертный макияж — это не только способ подготовки тела к похоронам, но и часть творчества. 


Методика проведения посмертного макияжа зависит от того, какой в итоге нужен результат. Лёгкий макияж используется для придания лицу более свежего и естественного цвета, макияж по фото, которое приносят родственники, для того, чтобы повторить привычный макияж, а более сложные техники (тяжёлая косметика, грунт, парафин, иногда даже гипс) — для перекрытия тяжёлых травм или уже начавшегося процесса разложения. Существует специальная косметика для мёртвых — танатокосметика, а если кожа сильно истончена, то макияж наносят аэрографом — специальным распылителем краски. Помимо этого в арсенале танатокосметолога есть всё необходимое для того, чтобы покрасить волосы или сделать маникюр, убрать или добавить отсутствующие участки волос. Благодаря танатокосметики умершего можно вновь сделать красивым. 

 

После смерти человеческое тело очень быстро теряет влагу. Самым первым страдает человеческий глаз. Для того, чтобы не было эффекта провалившихся век, используют специальные накладки на глаза, а с помощью инжектора смыкают между собой верхнюю и нижнюю челюсти, которые не соединены анатомически. Одним из методов борьбы с неприятным трупным запахом выступает ароматизация. Ароматизацию проводят с помощью парфюма, который приносят родственники, либо с помощью специальных парфюмерных композиций. 


Очень важной частью подготовки тела к похоронам является исправление мимики. Смерть способна изменить выражение лица до неузнаваемости и оставить после себя отпечаток страха, боли. Современные бальзаматы путём инъекции специальных растворов в мышечную ткань возвращают человеку его привычный вид, могут даже заставить улыбаться. 

 

Способы запечатления умершего 

Не все могут позволить себе соорудить костехранилище как у Капуцинов, но всем хотелось бы сохранить память о погибших близких, иногда видеть их лица. Как с этим справлялись в древности и как это делают сейчас? 

Долгое время посмертная маска была наиболее достоверным способом увековечить внешность человека. Первые посмертные маски делали в Древнем Египте для фараонов. Древние Римляне делали посмертные маски для тех, кто внёс вклад в историю семьи, города или даже мира. Именно их слово перед лицом богов было весомее слова живых. Посмертная маска также считалась предметом коллекционирования. Так, в XIX веке, когда известные люди находились при смерти, на их маску уже объявляли подписку. Так произошло, например, с Фёдором Михайловичем Достоевским. На данный момент посмертные маски известных личностей хранятся в музеях. Например, две посмертные маски Пушкина находятся в одноимённом московском Государственном музее.

С появлением первой фотокамеры появился целый жанр запечатления мёртвых. Он назывался «постмортем» и просуществовал с XIX по начало XX века. Съёмка очень быстро стала популярной, поскольку это было намного дешевле, нежели написание портрета. Если кто-то умирал, родственники доставляли тело усопшего в фотоателье. Это был последний шанс запечатлеть его на фото. Из-за того, что снимок делался очень долго, человек вынужден был сидеть неподвижно по несколько часов, поэтому мёртвые на таких снимках получались чётче, чем живые люди. В фотостудии имелись все нужные для посмертной фотографии инструменты. Мёртвых удавалось даже заставить стоять благодаря специальному штативу. Фотографы также сотрудничали с гримёрами, которые могли нарисовать глаза поверх закрытых век или открыть глаза умершего с помощью иголок и нарисовать зрачок, который у мёртвого человека отсутствует. С появлением плёночной фотографии фотосъёмка стала выполняться быстрее и получила более широкое распространение.

В XX веке, в частности, в СССР люди также стремились сохранить последнюю память о человеке, поэтому большую популярность обрели фотографии похоронных процессий. Порой это был единственный способ запечатлеть всю семью на одном снимке. Для этого нанимался фотограф, а более состоятельные семьи заказывали репортажную съёмку. Единственное, что никогда не входило в кадр — церковное отпевание. Некоторые фотографии печатались в нескольких экземплярах; их отправляли родственникам, которые не присутствовали на похоронах. 

В 70-х гг. профессиональная съёмка заменилась на любительскую. Люди или покупали или одалживали камеры, чтобы самим запечатлеть похоронную процессию. Позднее появилось такое явление, как фото на надгробье, которого нет нигде, кроме стран бывшего СССР. В 80-х и 90-х гг. отношение к съёмкам похорон изменилось в силу мировосприятия нового поколения. Свою лепту внесли иностранные фильмы ужасов. Возникло суеверие, что фото и видеоаппаратура могут впустить в мир живых нечистую силу, ослабли родственные связи и снизился уровень жизни: хоронили взаймы в недорогих гробах, поминальный стол не отличался разнообразием. К началу XXI века съёмки похорон стали редкостью. 

Но появились другие способы сохранять память об усопшем. Например, в июне 2022 года компания Amazon представила миру новую разработку: голосового помощника, который может имитировать голоса умерших.

 

История кремации
Похороны тоже стали своеобразным искусством. В наше время существует множество способов захоронения тела, особого разнообразия достигло кремирование. 

Сжигать тела умерших людей было принято ещё в древнем мире. Древние греки считали, что они дают божественную защиту усопшему в загробном мире. Древние римляне спасали своё тело от поругания после смерти. Однако с приходом христианства кремация была запрещена как языческий обряд. Возрождение произошло во времена Гражданской войны в США, а в России первый крематорий открыли во Владивостоке во времена русско-японской войны.

Как правило, температура в кремационных печах достигает 1200 градусов, а процесс кремации длится до 1,5 часов. После кремации остаются костные тени или останки, что ещё не является полноценным прахом. Для того, чтобы измельчить останки, их помещают в особую установку — кремулятор. Он отсеивает металлические детали от гроба, а также возможно, вживлённые в тело импланты.

Прахом можно распорядиться по-разному. Самый простой и наиболее популярный способ — развеивание праха над водой или полями. Другой вариант — поместить прах в урну и хранить её в колумбарии — специальной ячейке при крематории. Урну также можно забрать домой. Можно сделать несколько маленьких урн и распределить их между родственниками. 

Есть и альтернативные способы распоряжения прахом: те, кто заботятся об экологии, могут заказать эко-урну, которая разлагается в земле под воздействием воды и тепла. 

Некоторые люди предпочитают после смерти превратиться в бриллианты. Например, в Швейцарии искусственные алмазы делают из праха или волос усопшего под воздействием давления и высокой температуры. Такая услуга становится всё более популярной особенно в США, Японии и странах Европы. В бриллиантах можно увековечить даже питомцев.

Ещё один способ — создание коралловых рифов. Прах смешивают с раствором цемента, вылепливают полукруглую сферу и делают в ней отверстия. После этого сферу затапливают в морской воде, где её заселяют морские обитатели.

Традиции становятся всё разнообразнее, появляется возможность ещё при жизни продумать процесс собственного погребения в мельчайших деталях. Совершенствование похоронной процессии помогает человеку свыкнуться с предстоящей смертью и более стойко перенести уже произошедшие.