Самолёт-путешественник Ту-104а и его спасительница — Мария Карманова

Некогда знаковый самолёт нашей авиации Ту-104 уже 60 лет как списан с производства и на сегодняшний день всеми забыт. Но только не наша местная «Тушка», чья «хозяйка» не просто реставрирует крылатую машину, но и по-прежнему верит в её возможность когда-нибудь вновь взлететь. Посмотреть на уникальный самолёт приезжают со всех уголков мира. В 2015 году про него вышла статья на CNN. Нам удалось побывать в бердском аэродроме, чтобы встретиться с Марией и своими глазами увидеть символ науки и техники СССР.

Экскурсия начинается снаружи: сразу после пересечения шлагбаума аэроклуба ты видишь его — большого, крылатого… но не монстра, а скорее старого кумира, о чьей былой славе заговорили вновь. Вокруг самолёта с радостными криками носи      тся малышня, словно внуки у колен своего старого мудрого дедушки. 

Поднимаюсь по «аэрофлотовскому» трапу и заглядываю внутрь: глаза натыкаются на светло- зелёные стены и советский узорчатый паркет на полу. Около кабины стоят родители той самой малышни и внимательно слушают женский голос. Он принадлежит Марии Кармановой — авиамеханику ТУ-104, девушка сейчас проводит экскурсию.

Также Мария — доктор физико-математических наук и старший научный сотрудник в Институте математики им. С. Л. Соболева СО РАН. С 2004 года часто летала на конференции — так и зародилась её привязанность к технике.

Пока дети и их родители исследуют багажный отсек с фонариком спрашиваю девушку про Ту-104 и его историю:

— Изначально, в 1958 году, этот самолёт летал из аэропорта Внуково в Москве за границу. В 1967 году его перевели в Ленинград. Там в аэропорту Шоссейная он находился ещё 10 лет. А вот в Новосибирск Ту-104 попал только в 1978 году, — рассказывает Мария. — Как раз в это время учёному из Академгородка, Валерию Рыцареву, пришла идея открыть юношескую планерную школу (ЮПШ для подростков). Именно он решил организовать перегон ТУ-104 в Бердск. Тогда эти самолёты уже списывались в гражданской авиации — их устанавливали как памятники, кафе и так далее. Рыцарев же решил сделать из него учебный класс. В Москве нашёлся экипаж, который согласился организовать этот перелёт. И в том же 1978 году самолёт прилетел из Толмачёво в Бердск за 8 минут. Первое время здесь занимались планеристы, находился музей под открытым небом. В 90-е всё порезали и разграбили, не осталось ни одного самолёта, кроме Ту-104, но и тот пережил ни один акт вандализма.

На стенах салона висят фотографии самолёта до реставрации — их тут целая коллекция. 

По данным 2008 года, потеряно 37 самолётов этой модели, то есть 18% от числа произведённых лайнеров. Это худший показатель среди всех советских серийных пассажирских самолётов.

В 2009 году Мария узнала от знакомых, что в авиаклубе города Бердск есть самолет, который можно посмотреть изнутри. Старенький Ту-104 так поразил девушку, что она решила его восстановить. За 12 лет ей совместно с другими энтузиастами-единомышленниками удалось найти практически всё оборудование для кабины и частично оборудование салона.

«Сейчас мы очистили салон от теплоизоляции, она была сырой, будем менять её на новую.» — радостно говорит Мария о новом достижении в работе.

Ту-104 в цифрах:

— самолёт вмещает в себя до 110 пассажиров,

— экипаж состоит из 7 человек: командира, второго пилота, штурмана, штурмана-стажёра, бортмеханика и его стажёра, а также бортпроводников

— Дальность полёта: 2750 км.

— Практический потолок высоты — 11 500 м.

— Длина 40,05 м, высота 11,9 м, размах крыла: 34,54 м.

— Масса пустого самолета 41,6 тонн.

Внезапно наш разговор прерывает мужчина с бутылкой белого полусухого в руках:

— Это Вам! Спасибо за экскурсию и за всё, что Вы делаете!

Мария благодарит в ответ, искренне улыбается и продолжает рассказ уже с приятным презентом в руках. Подарки девушка получает часто, адресованные не только ей, но и её подопечному-самолёту:

Аэропорт Толмачёво подарил трап, по которому вы поднимались. Левый штурвал подарил знакомый знакомого, коллекционер. Чёрный ящик тоже подарили. После того, как вышел сюжет на Первом канале, мне написал руководитель фирмы, которая занимается поставкой и оборудованием для чёрных ящиков, и прислал мне 2 кассеты и магнитную ленту.

Но всё же основная часть затрат по реставрации ложится на хрупкие плечи девушки и на её кошелёк. Но для любимого самолёта Мария не жалеет ни средств, ни сил.

— В планах создать музей, где всё шевелится, работает. Сейчас здесь также проводятся экскурсии, на которые можно записываться в группе во ВКонтакте. Можно посмотреть устройство кабины, понажимать кнопки, рычаги, а также залезть в багажный отсек. 

Девушка реалистично оценивает свои возможности, но в тоже время не боится мечтать и воодушевлённо смотрит на будущее своего крылатого друга:

— Конечно очень хочется, чтобы он полетел, — говорит Мария про самолёт. — мечтать не вредно… хотя, кто знает. Естественно для этого потребуется много денег, технической и бумажной работы.