ЗАКОН О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?

Эффективной системы защиты животных в России до сих пор нет, хотя закон, защищающий их права, вступил в силу уже четыре года назад.  В этой статье мы попытаемся разобраться, что с ним не так и как это можно исправить.

Мы писали, мы писали…

До 2018 года защита прав животных на территории Российской Федерации осуществлялась на основе законов субъектов РФ. Например, в Новосибирской области действовал закон №184-ОЗ «Об общих положениях содержания собак и кошек в Новосибирской области» от 2004 года.

Разработку федерального закона, действие которого распространялось бы на всю страну, нижняя палата парламента начала только осенью 2010 года. Рассмотрение документа несколько раз откладывалось из-за «труднореализуемых положений» в том числе в сфере финансового обеспечения[1]. Зоозащитники неоднократно обращались в администрацию главы государства, устраивали бессрочные акции и даже голодовки, но повторное рассмотрение и принятие законопроекта продолжали откладывать.

В конце концов в декабре 2018 года вступил в силу закон № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными», который в самом общем виде (т.е. для всех категорий животных, указанных в законе) можно сформулировать так: запрещены жестокое обращение (прим. ред.: жестокое обращение — обращение, которое привело или может привести к гибели или повреждению здоровья животного, нарушение требований к содержанию животных, а также неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии) с животными и пропаганда такого обращения. Нарушение этих требований влечет административную, уголовную и иную ответственность.

Ни Богу свечка, ни черту кочерга

Эффективность данного закона вызывает вопросы.

В первую очередь стоит обратить внимание на то, что сам термин, использованный в законе №498-ФЗ, предполагает длительность жесткого обращения и исключает действия, направленные на единовременное и быстрое причинение смерти животному, о чем свидетельствует судебная практика. Например, в 2020 году Усть-Куломский районный суд вынес оправдательный приговор по делу Боева Н.В., который находясь в состоянии опьянения бросил одномесячного котенка на деревянные мостки, от чего он умер, поскольку стороной обвинения не было доказано что Боев Н.В. жестоко обращался с животным[2].

Кроме того, не влекут ответственности преступления в области обращения с животными, совершенные по неосторожности. Согласно статье 245 УК РФ лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии у него специальной цели (причинении боли и (или) страданий) либо хулиганских или корыстных побуждений. В иных случаях деяние не может быть рассмотрено в рамках уголовного кодекса, а действующий КоАП РФ не предусматривает наказания за жестокое обращение с животными.

В законе много других «белых пятен». Например, он не защищает права животных, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Поскольку авария с участием животного приравнивается к ДТП, то требует вызова инспектора Государственной автомобильной инспекции. До его прибытия пострадавшее животное нельзя везти к ветеринару, потому что сотрудники ГАИ могут расценить этот акт как сокрытие с места ДТП.

Не указан возраст, по достижении которого лицо имеет право на выгул животных. Эти нормы определяют органы местного самоуправления, например, согласно закону города Москвы «О животных» от 2001 года не допускается выгул животных-компаньонов малолетними, а также лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Однако такие нормативные акты есть не во всех городах и регионах, например, в Новосибирской области закон №184-ОЗ от 2004 года «Об общих положениях содержания собак и кошек в Новосибирской области» утратил силу с появлением федерального закона №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными».

Законом не предусмотрен также прямой запрет на зоофилию т.е. сексуальные контакты с животными, а ввиду отсутствия увечий и (или) невозможности доказать факт причинения боли и страданий животному, осудить человека по статье 245 УК РФ не всегда возможно.

Кроме вышеперечисленного, бездействие в отношении животного, оказавшегося в ситуации опасной для его жизни и (или) здоровья, можно признать преступным лишь в тех случаях, когда на виновном лежала обязанность заботиться об этом животном, а значит неоказание помощи бездомным или безнадзорным животным по закону не преследуется.

И это далеко не все…

Зоорай или приют смерти

Одна из категорий животных, которых должен защищать закон №498-ФЗ, — это бездомные животные или животные без владельца. Таких в России насчитывается более 4,1 млн (по данным Mars Petcare за 2021 год[3]). Бездомные животные, согласно закону, подлежат отлову, стерилизации и помещению в приют до наступления естественной смерти либо возврата на прежние места их обитания или передачи новым владельцам (программа «ОСВ»). Хотя практика безвозвратного отлова, как, например, в Великобритании, США или Чехии, практикуется в России редко из-за недостаточного количества мест в приютах.

По данным ассоциации «Благополучие животных»[4] в России насчитывается 461 приют в 79 регионах страны. Из них всего 81 — муниципальные, тогда как остальные принадлежат общественным организациям или частным лицам. При этом в некоторых субъектах (Адыгее, Республике Алтай, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике) приютов нет совсем. Часто в таких случаях жители организуют «приюты» у себя дома, что причиняет неудобство не только соседям, но и самим животным, о которых владельцы не могут позаботиться в достаточной мере, как, например, в случае 80-летней пенсионерки Галины Шурановой, которая держала в квартире более сорока собак[5].  

Часть 5 статьи 18 закона № 498-ФЗ запрещает «содержание животных без владельцев в местах, не являющихся приютами для животных», но закон никак не регулирует количество животных, которых можно содержать в квартире в качестве компаньонов. То есть принять меры принудительного характера к лицам, устраивающим «приюты» в многоквартирных домах, нельзя, поскольку, взяв на себя ответственность за бездомных животных они официально становятся их владельцами, а животные переходят в категорию «домашних», к которым эта статья не может быть применена.

В то же время часть 5 статьи 18 признает незаконной такую распространенную практику как «передержка» (прим. ред.: передержка — передача животного без владельца третьим лицам на временное содержание, осуществляемая приютами, ввиду отсутствия в них мест и невозможности возвращения животных в места их обитания), что может лишить бездомных животных, которых нельзя вернуть в прежние места обитания ввиду наличия у них увечий или по иным причинам, возможности на выживание.

 

Кандидат юридических наук Саратова О.В. указывает на то, что преступлений в области обращения с животными регистрируется не более 10% от реально совершаемых[6]. А если принять во внимание неучтенные в законе факторы, этот процент будет еще меньше.

[1] ТАСС Кремль рассчитывает, что законопроект о зоозащите доработают в обозримое время — 20 ноября 2017. URL: https://tass.ru/obschestvo/4743387

[2] Оправдательный приговор № 1-45/2020 от 24 июля 2020 г. по делу № 1-45/2020 Усть-Куломский районный суд (Республика Коми)

[3] https://www.b-soc.ru/wp-content/uploads/2021/11/mars-petcare-state-of-pet-homelessness-index.pdf

[4] https://vetandlife.ru/sobytiya/zoozashchitniki-podschitali-kolichestvo-priyutov-dlya-zhivotnyh-v-rossii/#:~:text=Всего%20зоозащитники%20насчитали%20461%20приют,17%20пунктов%20временного%20содержания%20животных

[5] https://gazeta.spb.ru/64921-0/

[6] Саратова О.В. Предупреждение преступлений, связанных с жестоким обращением с животными. Автореф. дисс…к.ю.н.: 12.00.08. М. 2012.