О ПЕНСИИ ДУМАЙ СМОЛОДУ

В этой статье мы рассмотрим, как складывалась российская пенсионная система и ответим на вопрос, почему при использовании нынешней расчетной модели ваш индивидуальный пенсионный коэффициент с каждым годом будет снижаться?

Уравнительная политика

Единая государственная пенсионная система в СССР начала формироваться в середине 60-х гг. XX века. До этого момента не все граждане имели право на пенсионное обеспечение, например, члены колхозов.

Пенсии финансировались из общественных фондов потребления, складывавшихся из средств государственного бюджета и отчислений предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли). На величину выплат в первую очередь влиял трудовой стаж.

Со временем недостатки данного подхода становились все очевиднее. За 1961—1990 гг. численность людей старше трудоспособного возраста увеличилась с 13,7 млн до 33,8 млн, из-за чего государство было вынуждено постоянно увеличивать финансирование пенсий, что при неизменности тарифов отчислений предприятий привело к тому, что к 1980 году доля дотаций из союзного бюджета дошла до 60%. Проще говоря, пенсии складывались в основном из средств государственного бюджета. Ситуацию усугубляла необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией. Кроме того, определение величины пенсии на основании трудового стажа вело к низкой дифференциации пенсий, приводившей к значительному перераспределению средств от хорошо зарабатывавших работников в пользу тех, у кого была низкая зарплата. Появилась необходимость в реформировании пенсионной системы.

В конце 1990 года был принят закон «О государственных пенсиях в РСФСР». Отличительной чертой стал отказ от бюджетных дотаций. Источником финансирования текущих пенсий стали целевые отчисления или страховые взносы. Для предприятий тариф был установлен в 28% от фонда оплаты труда, а для работников — 1% от заработной платы. Для управления этими средствами был создан Пенсионный фонд.

Согласно закону «О государственных пенсиях в РСФСР» (прим. ред.: позже — Российской Федерации) от 1990 года размер пенсии находился в прямой зависимости от уровня оплаты труда; период учета заработков для исчисления пенсий увеличили с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию, появилась возможность рассчитывать пенсию из заработка за любые 5 лет непрерывного стажа. Другим важным изменением стало введение «нестраховых» периодов (служба в армии, учеба, декретный отпуск и отпуск по уходу за ребенком, уход за инвалидами 1-й группы и т. п.), которые также оплачивались.

Однако основные проблемы так и остались неразрешенными. Во-первых, продолжал действовать уравнительно-распределительный принцип назначения пенсий. Во-вторых, пенсия по-прежнему рассчитывалась исходя из зарплаты не за всю трудовую деятельность, а лишь за несколько лет. В-третьих, не был затронут пенсионный возраст (который был установлен еще в 1967 году), а различные возможности по досрочному выходу снижали фактический пенсионный возраст, что в условиях кризиса имело негативные последствия для финансовой сбалансированности ПФР.

Не мытьем, так катаньем

К 2002 г. ухудшилась демографическая ситуация. За межпереписной период (1989–2002) численность населения старше трудоспособного возраста увеличилась на 2,6 млн. человек (на 9,5%). В то же время численность детей и подростков сократилась на 9,7 млн. человек (на 27%). В перспективе это означало сокращение доли трудоспособного населения, в связи с чем возникла необходимость более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий и перейти к распределительно-накопительной системе пенсионного страхования.

Пенсионная модель 2002 года базировалась на четырех федеральных законах (№ 173-ФЗ, № 166-ФЗ, № 167-ФЗ и № 111-ФЗ). Согласно этой модели, пенсия состояла из двух частей: страховой и накопительной. Накопительная часть пенсии зависела от суммы учтенных взносов и начисленного инвестиционного дохода. Страховая часть — от суммы взносов, учтенных на персонифицированном счете в ПФР. В страховую часть пенсии была включена также базовая часть.

Источником финансирования текущих пенсий стали страховые взносы работодателей в размере 26% от заработной платы сотрудника, из них на медицинское и социальное страхование — 6%, а в ПФР — 20 %, которые в свою очередь разбивались на три части: 6% — базовая часть пенсии, 10 % — страховая и 4 % — накопительная часть. С 2008 года система распределения пенсионных платежей изменилась. Объем будущих пенсионных прав составляли 16% от заработной платы, из которых 6% перечислялись на накопительную часть, а 10% — страховую. Оставшиеся 10% направлялись в солидарный компонент финансовой системы пенсионного обеспечения (прим. ред.: солидарный компонент предназначен для формирования в масштабах всей страны денежных средств, необходимых для фиксированной выплаты пенсионерам).

Реформа не смогла обеспечить долгосрочную финансовую устойчивость новой пенсионной системы, что в итоге привело к «замораживаю» пенсионных накоплений в 2014 году.  Кроме этого, не была решена проблема досрочного выхода на пенсию, пенсионерам не был гарантирован прожиточный минимум и надлежащая компенсация утраченного заработка.

С 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» трудовая пенсия по старости назначается по новой пенсионной формуле, учитывающей стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Изменились система распределения пенсионных платежей и размер страховых взносов. Тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22%. Из них на формирование солидарной части направляется 6 %, а 16 % — на формирование страховой пенсии.

Формула раздора

На сегодняшний день сумма будущей пенсии гражданина определяется индивидуальным коэффициентом — суммой баллов за года, которые составляют стаж. Количестве баллов за год, в свою очередь, зависит от размера заработной платы (а если быть точнее от размера страховых взносов, которые зависят от заработной платы).

Логично предположить, что чем больше гражданин зарабатывает, тем больше баллов получает. Но в реальности зависимость будет другой.

При заработной плате равной МРОТ (в 2022 году это 13 890 рублей), количество заработанных гражданином баллов каждый год будет оставаться на минимальном уровне (≈0,9­– 1,2 балла);

При заработной плате выше среднего, количество баллов всегда будет равно максимальному индивидуальному коэффициенту (в 2022 году, чтобы набрать 10 пенсионных баллов нужно зарабатывать в среднем 130 417 рублей в месяц т.е. если вы будете зарабатывать больше, то размер вашей будущей пенсии увеличиваться не будет);

При средней заработной плате, не индексируемой ежегодно в среднем на 12,9%, количество заработанных баллов будет каждый год снижаться (т.е. пенсия, в конечном итоге, будет куда меньше, чем должна), и только в случае индексации более чем на 12,9% — расти.

Таким образом, система ориентирована в первую очередь на обеспечение минимального пенсионного содержания граждан с низкой заработной платой, но для граждан со средней заработной платой формула будет выгодна только в случае пропорционального увеличения страховых взносов на страховую пенсию по старости (заработная плата за год * 16%) и страховых взносов с максимальной взносооблагаемой заработной платы (ОПС *16%).

Какие изменения могут положительно повлиять на размер страховых пенсий граждан со средней заработной платой?

ОПС устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в двенадцать раз, и повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год, установленных п. 5 ст. 421 НК РФ, поэтому решение этой проблемы возможно, как на законодательном уровне, так и с помощью изменений пенсионной формулы. Рассмотрим оба случая.

В рамках пенсионной системы. В пенсионной формуле необходимо предусмотреть коэффициент увеличения суммы страховых взносов на страховую пенсию по старости (СВгод,i) при недостаточной индексации заработной платы по отношении к предыдущему году, в следствие которой снизилось количество заработанных гражданином баллов по сравнению с предыдущем годом.

На законодательном уровне. На данный момент ст. 134 ТК РФ указывает только необходимость индексации заработной платы, но не ее размер. Необходимо внести правки в вышеназванную статью, которые бы обязывали работодателей ежегодно увеличивать размер заработной платы сотрудника на отношение ОПС к ОПС прошедшего года (в %). Например, в 2022 году заработная плата должна увеличиваться на 6,82% по отношению к 2021 году для достижения баланса с ОПС.

Финансовое обеспечение возможно только в случае увеличение объема межбюджетного трансферта на обеспечение пенсионной системы, которое предполагает пересмотр проекта федерального бюджета. 

На сегодняшний день в Российской Федерации проживает более 35 млн. граждан, которые имеют право на получение пенсионных выплат и при этом продолжают осуществление трудовой деятельности. Однако практически пятая часть из них не имеет постоянного места работы и живет исключительно за счет пенсионных выплат. При этом средний размер пенсии составляет порядка 13 тыс. рублей, что при учете темпов инфляции, вызванной нестабильной обстановкой, не может обеспечить достойную жизнь и свободное развитие, гарантированные статьей 7 Конституции Российской Федерации.