Новосибирск в кино: каким увидели город сибирские режиссёры в короткометражных фильмах «Я дома», «По пути» и «Прочерк»?

Может ли провинциальный город стать съёмочной площадкой для фестивального кино? Оказывается, может! В этом обзоре редакция UU собрала короткометражные фильмы, где Новосибирск стал главным героем. Расскажем о кино, в котором каждый сибиряк найдёт что-то родное и близкое сердцу.

Фото из интернета

«Я дома», реж. Женя Третьяков, 2021

«Здесь я 4 года учился быть человеком!»

По сюжету главный герой Максим живёт в Академгородке. Он окончил университет и находится на распутье. На протяжении всего фильма Макс ведёт со зрителем диалог о жизни. На пару дней мы погружаемся в повседневность главного героя. В городке каждый день похож на предыдущий, «только погода меняется». Помолчать с утра, встретить дедушку с собакой, постучать по плечу три раза, закрывая квартиру, поиграть в баскетбол с друзьями, послушать песню девушки из окна — привычные действия для героя. В кадре запечатлён естественный поток жизни с её непредсказуемостью, живостью, и в тоже время — обыденностью. Тёплые летние оттенки поддерживают атмосферу комфорта и размеренности. Такая жизнь герою не по душе — он хочет уехать. Но вдруг Макс сталкивается с неприятностями, из-за которых переезд приходится отменить. Отпустит ли его город? И как сложится жизнь дальше? Финал открытый. 

Режиссёр этого короткометражного фильма когда-то жил и учился в Новосибирске. И уже будучи студентом питерского института кино и телевидения, Евгений Третьяков решил снимать «Я дома» именно в Академгородке. Начинающий режиссёр смог показать Новосибирск с разных ракурсов: от тихого и безмятежного уютного уголка до опасной однообразной провинции. Актёр, сыгравший Макса, Степан Белозёров тоже из Новосибирска. Наверное, поэтому так легко ему было вжиться в роль провинциального парня.

Короткометражный фильм Жени Третьякова затрагивает вопрос самоопределения, рассказывает о любви к родине и о том, как увидеть её прекрасной в мелких деталях и повседневности.  

 

Кадры из фильма

«По пути», реж. Алёна Олейник, 2015

«Это город такой — здесь всё внутри лучше, чем снаружи».

Стук колёс по рельсам… Пара Кейт и Поул отправилась в путешествие по Сибири накануне свадьбы. В этой короткометражке режиссёр Алёна Олейник смотрит на Новосибирск глазами иностранцев. Обманчивое первое впечатление, стереотипы и  суровый холод — то, с чем гости сталкиваются в начале. «Нечего здесь фотографировать», — говорит Поул. 

Кейт договаривается с гидом Леной об экскурсии по городу. Симпатичная местная жительница проводит англичан по любимым местам новосибирцев. Поула очаровывают Оперный театр и Академгородок, удивляет ресторан русской кухни, а от витражей НГУ у него захватывает дух. Под конец прогулки Поул, расплываясь в улыбке, лежит с Леной на снегу. Постепенно его отношение к городу меняется в отличие от Кэйт, которая по приезде заболела, не успев увидеть красот Сибири. 

Эта история о мимолётной влюблённости в город, которая случилась благодаря одному человеку. Любовь Лены к родному месту раскрыла Новосибирск для Поула с другой стороны. Под песню группы Сплин сердце Поула будто «остановилось и замерло». Сугробы и морозы уже не казались страшными в тёплой компании близких знакомых Лены. Атмосферность короткометражному фильму придаёт музыкальное сопровождение. Здесь можно услышать не только композиции российских исполнителей, но и шум города. 

Интересно отметить, что иностранцев сыграли российские актёры. Через разные обстоятельства героев Алёна Олейник раскрыла город с разных сторон. Глазами Кейт мы видим недостатки жизни в Сибири: серость и неприглядность многоэтажек, холод, бестактность таксиста; а через образы Поула и Лены — влюблённость в природу и радость пребывания здесь. Лишь узнав город лучше, Поул переосмыслил это путешествие: увидел красоту Сибири и её замечательных жителей. 

 

Кадры из фильма

«Прочерк», реж. Павел Меняйло, 2020 

«У тебя в свидетельстве я записан?» — «У меня там прочерк».

Короткометражка о семье, о поиске своей идентичности через родных и место, в котором живёшь. Молодой человек, которого играет актёр новосибирского театра «Старый дом» Александр Вострухин, едет домой к любящей приёмной семье. Внутренние терзания и неразрешённые вопросы, связанные с поиском биологических родителей, вынуждают его поменять направление и отправиться на встречу с предполагаемым отцом. 

Природа помогает понять настроение главного героя. Зима и вьюга символизируют тревожность, глухой лес — потерянность, а дорога — жизненный путь. Голос матери возвращает молодого человека в прошлое, туманное и неясное. Лишь поняв свои корни, парень сможет ответить для себя на важные вопросы и двигаться дальше. 

Картина длится 12 минут. За такое непродолжительное время не успеваешь проникнуться историей персонажа, остаётся много вопросов. До зрителя отголосками и обрывками доходят воспоминания героев, и не всегда их хватает, чтобы сложить всё в один пазл и понять фильм.

При этом, «Прочерк» был высоко оценён на Международном фестивале корпоративного видео и документалистики в Каннах. Новосибирский режиссёр Павел Меняйло не раз затрагивал тему усыновления в своём кино, так как считает важным говорить о ней со зрителем.

Кадры из фильма

В картинах Жени Третьякова, Алёны Олейник и Павла Меняйло Сибирь обозревается под разным углом. Зрителя сначала «бросают в холод» — куда же без суровых морозов, сугробов, серых пейзажей… Затем согревают тёплой и уютной атмосферой, душевными разговорами и традициями.

Хотя у съёмки кино в провинции есть ряд ограничений: климат, бюджет и привоз аппаратуры из столицы, сибирские режиссёры продолжают снимать на родине. Своим примером они показывают, что в жизни всегда есть место для творчества — и в деревне, и в небольшом городе, и в мегаполисе — везде течёт жизнь, о которой хочется рассказывать.